Существует неразрывная связь деятельности в искусстве с социокультурной средой. Среда, взращивая личность, самостоятельно влияет на развитие традиционного искусства и ремёсел. В свою очередь народное творчество посильно влияет на становление личности, развитие его гуманитарных способностей, умение видеть мир через призму искусства. Таким образом социализация индивидуума, становление личности человека на всех этапах подчинено, кроме всего прочего и процессам освоения им технологий национально близкого искусства, ремесла. Вследствие этого культурологический аспект в изучении народного творчества непрерывно связан с его педагогическим аспектом.
20 ФЕВРАЛЯ, задолго до рассвета, автомобили были осторожно выведены со двора, нагружены и вскоре всебыло готово к отъезду; когда начался день, мы были уже далеко на дороге к Менджилю, готовые принять вызов джангалийцев.День был пасмурный и дождливый и безотрадная погода как нельзя более соответствовала нашему настроению, которое не было окончательно безнадежным, но было, однако, таким же безрадостным, как и небо. Хорошо было, конечно, надеяться на возобновление более успешных попыток в будущем, но ничто не могло компенсировать постигшую нас неудачу и печальное возвращение вспять. В этот день столкновение с джангалийцами казалось неизбежным.
К СЕРЕДИНЕ марта мы уже основательно укрепились на наших хамаданских позициях. Упрочению нашего положения немало способствовали сами персы, благодаря их обычным приемам преувеличения. Нам удавалось перлюстрировать почти все телеграммы, которыми обменивались различные начальствующие лица. Большинство этих телеграмм было составлено в таком духе: От X к У: «Почему вы до сих пор не сообщаете мне о численности английских войск в вашем районе? Вы плохо работаете, и вас придется отозвать». От У к X: «Я делаю все возможое, дабы собрать нужные сведения, но трудно определить число их войск. Они не подпускают нас близко к своему расположению».
После подписания Нерчинского договора русское купечество сразу же воспользовалось открывшейся возможностью упрочить ранее определившиеся торговые связи с Китаем. Период 1689—1697 гг., когда еще не было организовано государственной торговли с Китаем, составил определенный этап в истории русско-китайской торговли. Его отличительная особенность заключалась в том, что развитие внешней торговли с Китаем было результатом активной деятельности почти исключительно русского купечества. Из-за джунгароманьчжурской войны русские купцы не могли использовать пути в Китай через Северную Монголию.
Русское правительство предусматривало мирное урегулирование с Цинской династией на основе сохранения целостности сибирских территорий, аборигены которых приняли российское подданство. Это стремление нетрудно заметить во всех трех наказах, которые были получены Ф. А. Головиным в декабре 1685 г., сентябре 1687 г. и июле 1688 г. В первом наказе, выработанном перед отъездом Ф. А. Головина из Москвы, русское правительство в первых же двух статьях сформулировало свою позицию в территориальном вопросе: «Учинить непременно рубеж по реке Амур, давая знать, что кроме оной реки, издревле разделяющей оба государства, никакая граница не будет крепка, также чтобы подданные обеих государств с одной стороны в другую за реку Амур не переходили, с ясашных людей ясака не сбирали и никаких обид им не чинили; пограничные ссоры успокоить; разоренные острожки построить и людьми населить паче прежняго» *.
Назначение Ф. А. Головина и его отъезд в Сибирь с чрезвычайными полномочиями произошли в разгар борьбы за Албазин. Пока защитники Албазина удерживали русские рубежи на Амуре, в Сибири комплектовались новые подкрепления и предпринимались меры по обеспечению их провиантом и доставке в Забайкалье.