Темы для социологических эссе:
Темы для социологических эссе:
1) Как можно использовать социологическое знание в управлении социальными процессами, в руководстве предприятиями, семейной жизни? (свяжите ваше видение этого вопроса со структурой предмета социологии)
2) Что может дать история социологии для описания и объяснения современного общества? (приведите примеры приложения изученных социологических теорий к современному обществу)
3) Каков вклад П.А.Сорокина в социологическое знание? Что нового он привнес?
4) Роль теории К.Маркса в современном мире. Должна ли она быть полностью отвергнута или применяться в социологическом анализе современного общества?
5) В чем заключается специфика концепции М.Вебера, и какова ее роль в современном мире?
6) Какие явления и процессы в обществе может помочь изучать теория Э.Дюркгейма?
7) Может ли концепция социального действия Т. Парсонса помочь разобраться в поведении окружающих вас людей? (приведите примеры)
8) Каковы типичные ошибки (наиболее распространенные) при проведении социологических исследований? Чем они чреваты для общества?
9) Что заставляет нас усомниться в достоверности социологической информации (в результатах социологического исследования) и что повышает ее достоверность в наших глазах?
10) Возможности и ограничения использования методов эксперимента в социологии.
11) Чем отличается социальный процесс от природного? Возможно ли им управлять, если да – то как?
12) Как соотносятся прогресс и стабильность общества?
13) Какие социальные процессы являются определяющими в человеческой судьбе?
14) В пределах каких социальных процессов притекает ваша жизнь?
15) Какие социальные процессы и как определяют взаимоотношения людей?
16) Как изменяется значимость тех или иных критериев стратификации по мере развития общества? Как при этом изменяется профиль стратификации? Покажите это на примере развитых стран.
17) Что в наибольшей степени определяет в настоящее время положение человека в нашем обществе, в социальной структуре?
18) Почему применительно к российскому обществу можно говорить лишь о перспективах формирования «среднего класса»?
19) Какое влияние оказывает социальная структура на развитие экономики? Способствуют ли изменения, происходящие в социальной структуре российского общества успешному экономическому развитию?
20) Принадлежность к социальной группе (или ко многим социальным группам) ограничивает или расширяет индивидуальную свободу человека?
21) Сокращение сельского населения – благо или зло?
22) Город для человека или человек для города?
23) Каковы перспективы развития социально-территориальных общностей в современном российском обществе?
24) Городской и сельский образ жизни: сравнительная социологическая характеристика.
25) Основные черты пермского городского образа жизни с социологической точки зрения.
26) Являются ли американцы единой нацией?
27) Зависит ли социальный статус человека от его этнической принадлежности?
28) С чем связан рост этнического самосознания в современных условиях?
29) Почему в нашей стране, в отличие от Западной Европы, преобладает тенденция к национальному обособлению, а не к интеграции?
30) Какова роль национализма в общественном развитии? Раскройте позитивные и негативные стороны данного явления на примере развитых стран.
31) Основные черты русского национального самосознания в условиях переходного общества. Национальная идея: какой она была при царской, советской России и есть ли она сейчас?
32) Семья как противоречивое единство традиций и инноваций.
33) Разрастание внебрачных связей в обществе – признак его демократичности, освобождения человека от ненужных и устаревших правил или признак социальной деградации, ухудшения генофонда нации (вследствие огромного распространения заболеваний, аморальности общественных норм и кризиса института семьи)?
34) Перспективы развития (или кризиса?) института семьи в современном мире. Сохранится ли семья в будущем?
35) Как изменились с развитием общества роль мужчины и роль женщины в семейной жизни?
36) Чем различаются обыденное и научное (в данном случае – социологическое) понимание культуры?
37) В чем проявляется повышение роли культуры в обществе?
38) Какие изменения происходят в культуре современного общества? В каком смысле можно говорить о кризисе культуры?
39) Какова роль субкультур и контркультур в развитии общества?
40) Какие противоречия характерны для процесса социокультурной дифференциации современного российского общества?
41) Какой процесс в нашей стране, и какой процесс в мире в настоящее время преобладает: культурная интеграция или культурная дифференциация?
42) Основные черты современной российской молодежной субкультуры.
43) Общее и особенное в социокультурной дифференциации западного и российского общества.
44) В какой мере реализуются социальные функции труда в современном российском обществе?
45) Какие изменения произошли в отношении людей к труду за последние годы (в развитых странах и у нас в стране)? С чем это связано?
46) Какие профессии и почему пользуются в нашем обществе в настоящее время наибольшим престижем?
47) От чего зависит характер поведения людей на рынке труда?
48) Достижим ли баланс интересов работников и работодателей?
49) Роль и место труда в иерархии ценностей современной молодежи.
50) Социально-трудовые отношения на российских предприятиях: состояние и тенденции.
51) Насколько продуктивны и эффективны конкурентные отношения в современном россиском обществе?
52) Какие основные параметры определяют экономическое сознание и поведение людей?
53) Чем определяются сила сопротивления экономическим преобразованиям?
54) Каковы причины распространенности вторичной занятости в современном российском обществе? Вторичная занятость – благо или зло с позиции общества и с позиции человека?
55) Основные черты предпринимательства в современном российском обществе.
56) Почему в нашей стране довольно распространена социальная инерция (апатия) личности?
57) Особенности социализации личности в период реформирования общества. Основные черты социализации личности в современном российском обществе.
58) В чем вы видите основные причины широкого распространения «подросткового синдрома» (максимализм, неисторичность, нетерпеливость, нигилизм) в поведении людей у нас?
59) От чего зависит изменение (уменьшение или увеличение) количества самоубийств, убийств и других видов преступлений в обществе?
60) Каким образом и когда у человека появляется личность с социологической точки зрения?