Лекция «Авторское право»
«Авторское право»
Предмет и задачи курса. Учения о природе авторского права
Становление двух основных систем авторского права
1. Предмет и задачи курса
Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы, искусства.
В субъективном смысле авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и имущественные права, принадлежащие создателям произведений науки, литературы и искусства.
Таким образом, объектом курса «авторское право» является система пра-вового регулирования отношений по поводу создания и использования произведений науки, литературы, искусства.
Предмет изучаемого курса включает в себя:
- систему правовой охраны творческих произведений авторскими и смежными правами;
- принципы и основные направления государственного регулирования авторского и смежных прав в Российской Федерации;
- объекты и субъекты авторского и смежных прав в России;
- международные и отечественные источники авторского права;
- организацию гражданского оборота объектов авторского в соответствии с законодательством России;
- судебную и правоприменительную практику в данной сфере.
2. Учения о природе авторского права
Как отмечает А.П. Сергеев, право интеллектуальной собственности исто-рически возникло как специфическое средство правовой охраны интересов инвесторов (издателей, книготорговцев, владельцев мануфактур и др.), которые в условиях рыночной экономики всегда оставались главными партнерами создателей художественных произведений и технических решений. Он также отмечает, что происхождение термина «интеллектуальная собственность» связано с французским законодательством конца XVIII в.
В конце XVIII в. усилиями французских философов и просветителей (Вольтера, Дидро, Руссо и др.) была создана проприетарная теория авторского и патентного права, получившая распространение и в дореволюционной России.
Критика:
Очевидно, что авторское право имеет сходство с правом собственности. Собственность, если говорить о ней схематично, представляет собой господство лица над вещью. Авторское право, есть господство лица над произведением. Однако между правом собственности и авторским правом есть существенные отличия, что, в конечном счете, обусловлено их объектами.
Объектами авторского права являются результаты творческой деятель-ности. Особенностью этих объектов является то, что они нематериальны, по-этому неограниченны в пространстве и могут использоваться одновременно неограниченным кругом лиц.
В. А. Дозорцев приводит известную классическую формулу, отображающую разницу в характере материальных и нематериальных объектов: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменялись, у каждого из нас будет по яблоку. А если у тебя есть идея и у меня есть идея и мы обменялись, у каждого из нас будет по две идеи».
Право собственности включает в себя триаду правомочий: владение, пользование и распоряжение. Эта триада правомочий неприменима к нематериальным объектам. Так, И. А. Зенин писал: «...в отношении нематериальных благ, какими являются все продукты интеллектуальной деятельности, неприменимо правомочие «владение», нельзя физически обладать идеями и образами»3.
Авторское право имеет двойственный характер: оно содержит как имущест-венные, так и неимущественные правомочия.
В качестве аргумента при исследовании различий между правом собственности и авторским правом в литературе указывают на различные основания возникновения и прекращения авторского права и права соб-ственности. «Приобретение права возможно только в силу создания объекта или заключения договора, невозможна оккупация, приобретение по давности владения, практически не применимы варианты уничтожения собственником вещи, отказ от нее».
К произведениям неприменимы договоры, заключаемые в отношении вещей, так как содержание договоров в отношении нематериальных объектов обусловлено именно их нематериальной природой, не может быть, в частности, заключен договор купли-продажи произведения.
Неприменимы к нематериальным результатам и способы защиты, при-сущие вещному праву, в частности, виндикационный иск — иск об истребовании вещи из чужого незаконного владения.
Подведем итог. К произведениям не может быть применен режим собственности, так как к ним не могут быть применены правомочия собственника; не применимы основания возникновения и прекращения права собственности, договоры, заключаемые в отношении вещей, а также способы защиты, присущие вещному праву.
Таким образом, авторское право есть право иного рода, нежели право собственности.
Чуть позже появляется теория исключительных прав. Исключительные права на произведение рассматриваются как разновидность абсолютных прав, благодаря которым обеспечивается господство лица над произведением и которые построены с учетом особенностей объекта регулирования. Эта теория получила широкое развитие и признание в законодательстве ряда стран континентальной системы права. Об исключительном праве автора говорится в Законе ФРГ 1965 г., Законе Норвегии 1961 г. и Законе Швеции 1960 г.
3. Становление двух основных систем авторского права
Правовое положение авторов произведений науки, литературы и искусства обеспечивается законодательно закрепленной совокупностью личных неимущественных и исключительных имущественных прав.
Моральные, или личные неимущественные, права авторов стали естественным образом признаваться с появлением письменности и письменных литературных произведений. Экономические, или исключительные имущественные, права стали косвенным образом признаваться только после изобретения печатной технологии И. Гуттенбергом в 1440 г. и становления полиграфической промышленности в ряде европейских стран.
В настоящее время в большинстве стран личные неимущественные права бессрочны и неотделимы от личности автора, а исключительные имущественные права ограничены сроком действия и могут быть переданы иным лицам полностью или в части исключительным или неисключительным способом.
Такой подход к правовому положению автора в отношении его творений сложился в основном на европейском континенте. В восточных странах существовали иные традиции и подходы к результатам творчества, в частности, имущественные права авторов не признавались. Индия и Китай отдавали приоритет общественным, а не личным интересам. Поэтому в восточных культурах было важно, «что сказано», а не «кем сказано» в произведениях, поэтому авторское право в сегодняшнем понимании там не существовало. Первый закон об авторском праве был принят в Китае лишь в 1991 г., а в Индии — в 1957 г.
Вместе с тем, некоторые идеи, на которых базируется современное авторское право, появились еще в древней Индии, а чуть позднее — в античной Греции и Риме.
Главная причина возникновения имущественных прав на опубликованные произведения связана с ущербом, наносимым издателям от перепечатки их книг другими издателями. Когда такая перепечатка книг приняла массовый характер, т. е. когда появилось явление, которое сейчас неправомерно называют «пиратством», а точнее - нарушением авторского права, издатели стали обращаться за защитой к государству. Венецианская республика первой приняла в 1476 г. Указ 0 патентах или привилегиях, который распространялся на некоторые творения человеческого разума, в частности на изобретения и книги. Правительственные привилегии в книгоиздательском деле были первой формой охраны интересов издателей и авторов издаваемых произведений и можно считать, что имущественное авторское право появилось вместе с привилегиями на издание книг.
Считается, что имущественное авторское право возникло 3 января 1941 г., когда автору книги «Феникс» была выдана привилегия следующего содержания:
«Явившийся к светлейшему вождю и в славные наши владения знатный юрисконсульт по имени Петр из Равенны, читающий каноническое право, почтительно заявил, что в течение всей своей жизни употребил весьма много старания и труда... посему смиренно просил, дабы запрещено было другим собирать плоды его трудов и бессонных ночей.
Признавая справедливость и пристойность этой просьбы... повелевается, чтобы никто не осмеливался в городе Венеции и во всех подвластных нам славных владениях печатать или продавать напечатанные экземпляры сказанного сочинения, озаглавленного «Феникс», под страхом конфискации этих экземпляров и уплаты двадцати пяти ливров за каждыйиз них. Тому же наказанию подлежат и те, кои станут продавать в ниженазванных славных владениях те же книги, напечатанные в других местах, исключая только того типографа, которому вышесказанный доктор это разрешит» (См.: Канторович Я. А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроград: Брокгауз-Ефрон. 1916. С. 10).
Содержание этой привилегии свидетельствует о том, что она защищала не права автора, а интересы издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение. Другими словами, автор обладал правом разрешать публикацию произведения, но после такого разрешения право на публикацию произведения переходило к издателю.
Таким образом, исторически становление авторского права связано с выдачей привилегий, предоставляемых различными органами государственной власти отдельным издателям. Во Франции и в Англии эти привилегии выдавались королями, в Германии — князьями. Позднее привилегии стали выдаваться ав-торам.
Следует отметить, что привилегии не свидетельствуют о появлении авторского права, ведь для права характерна всеобщность. Суть привилегии, напротив, заключается в отсутствии всеобщности. «Право — это отрицание привилегий, всеобщий и единый для всех масштаб».
Первые законы об авторском праве появляются вслед за возникновением буржуазного государства и являются источниками буржуазного права. К этому времени люди посчитали необходимым закреплять права именно за творцами и именно на нематериальные блага. Это было время появления и развития капиталистического способа производства, развития конкуренции. Законодатель закрепляет право на воспроизведение и распространение произведения не за издателями, а за авторами.
Привилегии не соответствовали экономическому развитию, что привело к принятию в Англии в 1710 г. Статута Анны. Это был первый закон об авторском праве. В конце XVII в. в Англии развернулось движение против монополии лондонской Компании издателей и книготорговцев (Stationers Company), которая имела пожизненное право копирайта, основанное на привилегии, и право осуществлять цензуру произведений.
Данный закон предоставил авторам исключительное право публиковать свои произведения. Особенностью закона являлась необходимость регистрации названия произведения в лондонской Компании издателей и книготорговцев (Stationers Company) и депонирования девяти экземпляров произведений в университетах и библиотеках. Неопубликованные произведения и права, касающиеся личности автора, охранялись общим правом.
Несколько иначе становление и развитие авторского права происходило в других странах. В частности, во Франции, также существовала система привилегий, которая впоследствии была отменена. Первыми законами об авторском праве стали декреты 1791 г. и 1793 г., которые просуществовали вплоть до 1957 г. Декрет 1791 г. устанавливал исключительное право на театральную постановку. Авторское право действовало с момента создания произведения и в течение пяти лет с момента его смерти, в отличие от английского закона, определяющего момент охраны датой первой публикации произведения. Материальная форма произведения не являлась обязательным условием для предоставления охраны.
Вначале содержание авторского права во Франции составляли только имущественные права, позднее в него были включены и неимущественные права. Таким образом авторское право приобрело двойственную природу.
Так начинали складываться две системы авторского права (позитивного права): система droit d'auteur и система copyright.
Предмет и задачи курса. Учения о природе авторского права
Становление двух основных систем авторского права
1. Предмет и задачи курса
Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы, искусства.
В субъективном смысле авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и имущественные права, принадлежащие создателям произведений науки, литературы и искусства.
Таким образом, объектом курса «авторское право» является система пра-вового регулирования отношений по поводу создания и использования произведений науки, литературы, искусства.
Предмет изучаемого курса включает в себя:
- систему правовой охраны творческих произведений авторскими и смежными правами;
- принципы и основные направления государственного регулирования авторского и смежных прав в Российской Федерации;
- объекты и субъекты авторского и смежных прав в России;
- международные и отечественные источники авторского права;
- организацию гражданского оборота объектов авторского в соответствии с законодательством России;
- судебную и правоприменительную практику в данной сфере.
2. Учения о природе авторского права
Как отмечает А.П. Сергеев, право интеллектуальной собственности исто-рически возникло как специфическое средство правовой охраны интересов инвесторов (издателей, книготорговцев, владельцев мануфактур и др.), которые в условиях рыночной экономики всегда оставались главными партнерами создателей художественных произведений и технических решений. Он также отмечает, что происхождение термина «интеллектуальная собственность» связано с французским законодательством конца XVIII в.
В конце XVIII в. усилиями французских философов и просветителей (Вольтера, Дидро, Руссо и др.) была создана проприетарная теория авторского и патентного права, получившая распространение и в дореволюционной России.
Критика:
Очевидно, что авторское право имеет сходство с правом собственности. Собственность, если говорить о ней схематично, представляет собой господство лица над вещью. Авторское право, есть господство лица над произведением. Однако между правом собственности и авторским правом есть существенные отличия, что, в конечном счете, обусловлено их объектами.
Объектами авторского права являются результаты творческой деятель-ности. Особенностью этих объектов является то, что они нематериальны, по-этому неограниченны в пространстве и могут использоваться одновременно неограниченным кругом лиц.
В. А. Дозорцев приводит известную классическую формулу, отображающую разницу в характере материальных и нематериальных объектов: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменялись, у каждого из нас будет по яблоку. А если у тебя есть идея и у меня есть идея и мы обменялись, у каждого из нас будет по две идеи».
Право собственности включает в себя триаду правомочий: владение, пользование и распоряжение. Эта триада правомочий неприменима к нематериальным объектам. Так, И. А. Зенин писал: «...в отношении нематериальных благ, какими являются все продукты интеллектуальной деятельности, неприменимо правомочие «владение», нельзя физически обладать идеями и образами»3.
Авторское право имеет двойственный характер: оно содержит как имущест-венные, так и неимущественные правомочия.
В качестве аргумента при исследовании различий между правом собственности и авторским правом в литературе указывают на различные основания возникновения и прекращения авторского права и права соб-ственности. «Приобретение права возможно только в силу создания объекта или заключения договора, невозможна оккупация, приобретение по давности владения, практически не применимы варианты уничтожения собственником вещи, отказ от нее».
К произведениям неприменимы договоры, заключаемые в отношении вещей, так как содержание договоров в отношении нематериальных объектов обусловлено именно их нематериальной природой, не может быть, в частности, заключен договор купли-продажи произведения.
Неприменимы к нематериальным результатам и способы защиты, при-сущие вещному праву, в частности, виндикационный иск — иск об истребовании вещи из чужого незаконного владения.
Подведем итог. К произведениям не может быть применен режим собственности, так как к ним не могут быть применены правомочия собственника; не применимы основания возникновения и прекращения права собственности, договоры, заключаемые в отношении вещей, а также способы защиты, присущие вещному праву.
Таким образом, авторское право есть право иного рода, нежели право собственности.
Чуть позже появляется теория исключительных прав. Исключительные права на произведение рассматриваются как разновидность абсолютных прав, благодаря которым обеспечивается господство лица над произведением и которые построены с учетом особенностей объекта регулирования. Эта теория получила широкое развитие и признание в законодательстве ряда стран континентальной системы права. Об исключительном праве автора говорится в Законе ФРГ 1965 г., Законе Норвегии 1961 г. и Законе Швеции 1960 г.
3. Становление двух основных систем авторского права
Правовое положение авторов произведений науки, литературы и искусства обеспечивается законодательно закрепленной совокупностью личных неимущественных и исключительных имущественных прав.
Моральные, или личные неимущественные, права авторов стали естественным образом признаваться с появлением письменности и письменных литературных произведений. Экономические, или исключительные имущественные, права стали косвенным образом признаваться только после изобретения печатной технологии И. Гуттенбергом в 1440 г. и становления полиграфической промышленности в ряде европейских стран.
В настоящее время в большинстве стран личные неимущественные права бессрочны и неотделимы от личности автора, а исключительные имущественные права ограничены сроком действия и могут быть переданы иным лицам полностью или в части исключительным или неисключительным способом.
Такой подход к правовому положению автора в отношении его творений сложился в основном на европейском континенте. В восточных странах существовали иные традиции и подходы к результатам творчества, в частности, имущественные права авторов не признавались. Индия и Китай отдавали приоритет общественным, а не личным интересам. Поэтому в восточных культурах было важно, «что сказано», а не «кем сказано» в произведениях, поэтому авторское право в сегодняшнем понимании там не существовало. Первый закон об авторском праве был принят в Китае лишь в 1991 г., а в Индии — в 1957 г.
Вместе с тем, некоторые идеи, на которых базируется современное авторское право, появились еще в древней Индии, а чуть позднее — в античной Греции и Риме.
Главная причина возникновения имущественных прав на опубликованные произведения связана с ущербом, наносимым издателям от перепечатки их книг другими издателями. Когда такая перепечатка книг приняла массовый характер, т. е. когда появилось явление, которое сейчас неправомерно называют «пиратством», а точнее - нарушением авторского права, издатели стали обращаться за защитой к государству. Венецианская республика первой приняла в 1476 г. Указ 0 патентах или привилегиях, который распространялся на некоторые творения человеческого разума, в частности на изобретения и книги. Правительственные привилегии в книгоиздательском деле были первой формой охраны интересов издателей и авторов издаваемых произведений и можно считать, что имущественное авторское право появилось вместе с привилегиями на издание книг.
Считается, что имущественное авторское право возникло 3 января 1941 г., когда автору книги «Феникс» была выдана привилегия следующего содержания:
«Явившийся к светлейшему вождю и в славные наши владения знатный юрисконсульт по имени Петр из Равенны, читающий каноническое право, почтительно заявил, что в течение всей своей жизни употребил весьма много старания и труда... посему смиренно просил, дабы запрещено было другим собирать плоды его трудов и бессонных ночей.
Признавая справедливость и пристойность этой просьбы... повелевается, чтобы никто не осмеливался в городе Венеции и во всех подвластных нам славных владениях печатать или продавать напечатанные экземпляры сказанного сочинения, озаглавленного «Феникс», под страхом конфискации этих экземпляров и уплаты двадцати пяти ливров за каждыйиз них. Тому же наказанию подлежат и те, кои станут продавать в ниженазванных славных владениях те же книги, напечатанные в других местах, исключая только того типографа, которому вышесказанный доктор это разрешит» (См.: Канторович Я. А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроград: Брокгауз-Ефрон. 1916. С. 10).
Содержание этой привилегии свидетельствует о том, что она защищала не права автора, а интересы издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение. Другими словами, автор обладал правом разрешать публикацию произведения, но после такого разрешения право на публикацию произведения переходило к издателю.
Таким образом, исторически становление авторского права связано с выдачей привилегий, предоставляемых различными органами государственной власти отдельным издателям. Во Франции и в Англии эти привилегии выдавались королями, в Германии — князьями. Позднее привилегии стали выдаваться ав-торам.
Следует отметить, что привилегии не свидетельствуют о появлении авторского права, ведь для права характерна всеобщность. Суть привилегии, напротив, заключается в отсутствии всеобщности. «Право — это отрицание привилегий, всеобщий и единый для всех масштаб».
Первые законы об авторском праве появляются вслед за возникновением буржуазного государства и являются источниками буржуазного права. К этому времени люди посчитали необходимым закреплять права именно за творцами и именно на нематериальные блага. Это было время появления и развития капиталистического способа производства, развития конкуренции. Законодатель закрепляет право на воспроизведение и распространение произведения не за издателями, а за авторами.
Привилегии не соответствовали экономическому развитию, что привело к принятию в Англии в 1710 г. Статута Анны. Это был первый закон об авторском праве. В конце XVII в. в Англии развернулось движение против монополии лондонской Компании издателей и книготорговцев (Stationers Company), которая имела пожизненное право копирайта, основанное на привилегии, и право осуществлять цензуру произведений.
Данный закон предоставил авторам исключительное право публиковать свои произведения. Особенностью закона являлась необходимость регистрации названия произведения в лондонской Компании издателей и книготорговцев (Stationers Company) и депонирования девяти экземпляров произведений в университетах и библиотеках. Неопубликованные произведения и права, касающиеся личности автора, охранялись общим правом.
Несколько иначе становление и развитие авторского права происходило в других странах. В частности, во Франции, также существовала система привилегий, которая впоследствии была отменена. Первыми законами об авторском праве стали декреты 1791 г. и 1793 г., которые просуществовали вплоть до 1957 г. Декрет 1791 г. устанавливал исключительное право на театральную постановку. Авторское право действовало с момента создания произведения и в течение пяти лет с момента его смерти, в отличие от английского закона, определяющего момент охраны датой первой публикации произведения. Материальная форма произведения не являлась обязательным условием для предоставления охраны.
Вначале содержание авторского права во Франции составляли только имущественные права, позднее в него были включены и неимущественные права. Таким образом авторское право приобрело двойственную природу.
Так начинали складываться две системы авторского права (позитивного права): система droit d'auteur и система copyright.