Последние материалы

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Теория правового государства

 

СКАЧАТЬ:  

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

 

на тему: «Теория правового государства

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..…… 3

1.ДОКТРИНА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ………………………………

2.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………………………………………….

3.ПРИНЦИПЫ (ПРИЗНАКИ) ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА …..

4.ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ……

Заключение ………………………………………………………….…... 44

Библиографический список использованной литературы …………….46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена рассмотрению темы «Теория правового государства». Развитие концепций «правового государства» всегда волновало передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Философы, юристы и историки, независимо от своих взглядов и научных убеждений, во все времена не обходили своим вниманием философских и юридических проблем развития и существования правового государства, как практического института.

В настоящее время в соответствии со ст.1 Конституции РФ наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканкой формой правления. Это положение имеет важнейшее значение, поскольку устанавливает правовую доктрину Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции.

Для любого гражданина, а тем более для юриста, основной закон страны, в которой он проживает, должен быть фундаментом принципов правового поведения. Конституция является отправной точкой при изучении и применении правового регулирования общества. Таким образом, первоочередной задачей правоведа, является установление и анализ теоретических и практических правоотношений, возникающих в связи с применением указанного нормативно-правового акта, в том числе в части касающейся использования определения России как правового государства.

Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные и политические организации. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического плюрализма и многопартийности.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни общества, является уровень политической и правовой культуры. Правовой нигилизм - один из основных факторов, ограничивающий развитие правовых институтов, необходимых для создания гражданского общества и правового государства.

В настоящее время имеются все предпосылки для развития идеи правового государства, чем и обусловлена актуальность данной работы по исследованию истории зарождения и развития концепции правового государства.

Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин "правовое государство" прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX века (в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение по всему миру.

Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше. В содержательном смысле ряд идей, предшествующих правовой государственности, появились уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму (конец XVII - начало XVIII века).

Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом и гражданином.

При всей своей новизне теоретические концепции правовой государственности (разработанные в трудах Д.Локка, Ш.Л.Монтескье, Д.Адамса, Д.Мэдисона, Т.Джефферсона, И.Канта, Г.В.Гегеля и др.) опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

Правовое государство рассматривалось в трудах современных юристов (М.Марченко, В.Червонюка, А.Малиновского, В.Храпонюка, Б.Лазарева, Дж.Ролза, В.Зорькина, Д.Валадеса, С.Данилова, Б.Емельянова, Е.Козлова, А.Мелехина, Л.Мизеса, Л.Морозова, А.Соколова, В.Четвернина, Ю.Шелестова и т.д.).

Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере правового государства.

Предмет исследования – теория правового государства.

Цель курсовой работы – рассмотреть теорию правового государства.

Задачи курсовой работы:

1)Рассмотреть доктрину правового государства в истории мировой политико-правовой мысли;

2)Изучить возникновение и сущность концепции правового государства;

3)Изучить признаки (принципы) правового государства;

4)Рассмотреть проблемы построения правового государства в России.

В ходе исследования применялись комплексный и системный подходы к изучаемым явлениям и процессам. Применялись различные научные методы: формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический, анализ, синтез.

 

 

 

 

 

 

1 ДОКТРИНА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

 

Доктрина правового государства – одна из исторических форм интерпретации роли и места государства в мире и в обществе, его природы, ценностных и целевых ориентиров.

Доктрина правового государства связана с фундаментальными проблемами понимания государства и права, с особенностями интерпретации природы этих важных социальных явлений. Доктрина и ее теоретические основы имеют важное идеологическое и научное значение для политической и правовой теории и практики, предопределяя в свою очередь решение целого ряда других вопросов теории права и государства.

В становлении и эволюции идей правового государства можно выделить два глобальных этапа:

1) формирование идей и их комплексов, являющихся как бы строительным материалом доктрины правового государства (начиная с эпохи Древнего мира, включая эпоху Средневековья и начало нового времени);

2) формирование и эволюция собственно доктрины правового государства в новое и новейшее время (прежде всего – XIX и XX вв.).

Для познания сложного логического состава идей данной доктрины, относительно устойчивого и переменного в ней, представляется полезным обратиться к вопросам о ее смысловых контурах, границах, элементах, о ее предыстории и эволюции. «Уже в древности, - справедливо пишет В.С. Нерсесянц, – начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти».[1]

В Древнем мире были выдвинуты глубокие идеи о природе права и государства, их соотношении. Уже в это время прослеживаются такие предпосылки формирования будущих идей, вошедших в различные варианты теории правового государства, как идеи о договорном происхождении государства (Мо-цзы, софисты Древней Греции); о естественном праве (софисты Древней Греции, Цицерон и римские юристы); идеи о связанности, предопределенности Небом деятельности правителя,; идеи о космическом государстве Богов с разделением власти на законодательную и исполнительную (Месопотамия); идеи о высших космических законах, предопределяющих все сущее (закон «рта» в Древней Индии, закон «дао» в Древнем Китае); различные варианты идеи о строгом соблюдении законов (школа фа-цзя, Сократ); идеи о правах человека и критика государства за их несоблюдение и т. д.

Разумеется, полноценная теоретическая концепция правового государства в известных в настоящее время античных источниках не содержится. Однако идеи, развиваемые древнейшими мыслителями, явились важными элементами будущей доктрины правового государства и сыграли свою роль в многовековом движении теоретического правосознания к постижению глубинных связей права и государства.

Теория правового государства как внутренне согласованная разветвленная система идей оформляется в новое время, в эпоху осмысления общественным сознанием основных принципов и контуров новых политико-правовых форм общества, приходящего на смену феодальному с его произволом, абсолютизмом, бесправием и незащищенностью личности. Формирующаяся доктрина была результатом осмысления не только внутренней, но и внешней деятельности государства. Заметный вклад в накопление непосредственных предпосылок данной теории и наработок отдельных ее элементов внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, И. Кант и другие мыслители.

Важными предпосылками формирования доктрины правового государства быликонцепции договорного происхождения государства, разделения властей и неотчуждаемых прав и свобод человека.Идеи о договорном происхождении государства обсуждались еще в древнем мире. Но особенно активно их обсуждение в нескольких вариантах началось в новое время в преддверии формирования капиталистического общества, являющегося формально договорным.

В то же время, имея ввиду многоплановость правопонимания в истории мысли и неоднозначность осмысления природы и эволюции государственности, можно признать, что доктрина правового государства имеет весьма сложный и многовариантный идейный и концептуальный состав и в зависимости от правопонимания и понимания государства может существовать ряд концепций правового государства. Учитывая очевидную взаимосвязь трактовок правового государства с правопониманием, можно констатировать, что основные линии исторической эволюции правопонимания, закладывали основы соответствующего понимания правового государства.

Современная доктрина правового государства в своем составе имеет концепции и идеи разного уровня – от философско-правового и общетеоретического до вопросов отраслевого законодательства и прикладного характера. Общие смысловые контуры исторически развивающейся доктрины правового государства включают, по крайней мере:

1)смысловой состав понятия права с учетом особенностей правопонимания правовых школ и обусловленные ими интерпретации правового государства; понятие и признаки правового государства;

2)соотношение права и государства со смежными явлениями (социальными нормами, властью, политикой); факторы, определяющие природу, назначение права и государства и их соотношение;

3)соотношение права, его форм и уровней с государством и его формами и структурно-функциональными элементами и органами;

4)интерпретацию соотношения права и закона, правового государства и государства законности;

5)определение пределов правового воздействия на государство и ветви власти; смысловые аспекты суверенитета правового государства как субъекта международной политико-правовой системы государств;

6)необходимые для правового государства устройство, методы его деятельности и функции, политико-правовые институты;

7)систему прав и свобод человека и гражданина как существенный момент содержания права и предмет защиты правового государства; определение соотношения народа, нации, человека и гражданина;

8)вопросы о становлении правового государства на практике, о путях формирования правового государства, этапах и возможных направлениях и ступенях его эволюции;

9)уровни правового государства; национальное правовое государство и его интеграция в мировую систему правовых государств; и т.д.[2]

В целом, в результате краткого и, отчасти, фрагментарного исторического обзора идей, синтез которых составил доктрину правового государства, можно сделать следующие выводы об эволюции и содержании этих идей:

1) Доктрина правового государства – многозначное по смыслу явление.Кромелиберальных(республиканских и монархических) концепций правового государства, в ХХ в. имела местофашистскаяконцепция «национал-социалистского правового государства» 1930-х гг. Она служила романтическим прикрытием преступного режима. Также имели место незавершеннаясоциалистическаятеория правового государства, а также идеи о правовыхтеократическихгосударствах, ориентированные на различные религиозные правовые системы и преследующие разные политические и идеологическиецели. Поскольку в истории данная доктрина используется и оказывается объектом и средством борьбы разных политических сил в различных целях, необходимо более дифференцировано подходить к разновидностям данной доктрины, учитывать ее реальный смысл и контекст.

2) Доктрина правового государства в истории мысли последних двух веков является одним из основных, ноне единственнымвариантом моделирования в общественном сознании совершенной и справедливой организации власти. Основной альтернативой доктрине светского правового государства являетсяконцепция теократического властвования.

3) История свидетельствует о том, что доктрина правового государства имеетпеременное и исторически развивающееся содержаниекак по составу входящих в не¨ элементов, так и по их смыслу. В то же время прослеживается тенденция сохранения идейно-теоретического «ядра» и системы основных компонентов доктрины. В этом смысле доктрина правового государства является естественным продуктом развития политического и правового сознания человечества.

4) Смысл доктрины прежде всегозависит от понимания права, государства и их взаимосвязи,а также от состава, сочетания и смысловых характеристик идей и концепций, в совокупности составляющих данную доктрину и их корреляции с фундаментальными мировоззренческими идеями о государстве и праве и ценностями политико-правовой теории в целом. Наиболее перспективной представляется концепция правового государства на основе синтетического или интегративного правопонимания.

5) Доктрина правового государства в качестве доминирующей тенденции осмысления современного государства и прогнозирования его развития, включает в себя либеральную и гуманистическую интерпретацию ряда вопросов теории права и государства.

 

 

 

 

 

2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

Концепция «правового государства» не так проста, как кажется на первый взгляд. По большому счёту, «правовое государство» – это одна из важных характеристик «идеального» государства. Если начать перечислять необходимые атрибуты «правового государства», то ни одно, даже современное, государство не сможет соответствовать столь высоким критериям. В массовом сознании «правовое государство» воспринимается как государство, в котором власть основана на праве, т.е. им ограничивается и через него реализуется. Однако такое понимание, по сути верное, недостаточно для раскрытия феномена правового государства, представляющего собой сложную, многогранную систему.

В концепции правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, реализацию и защиту его прав и свобод;

2) ограничение правом государственной власти.

Причём свобода понимается, как способность человека функционировать в соответствии со своими интересами в предложенных действительностью ситуациях. В правовом государстве должны быть созданы условия для реализации личностью юридически закреплённых прав и свобод, что должно быть заложено в механизме правового государства.[3]

Таким образом, правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также и для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Именно в ограничении правом государства и заключается сущность правового государства, т.к. право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Политическая власть, особенно исполнительная, имеет склонность к «вырождению»[4]. В этом случае наблюдаются злоупотребления властью, в силу чего необходимы правовые ограничения, сдерживающие подобные негативные явления и заставляющие соблюдать права человека.

Ещё в рассуждениях философов, юристов, политиков, писателей и публицистов Древнего Китая и Индии, Древней Греции и Рима прослеживаются ростки теории правового государства. Выражаются они в виде гуманистических идей, широкого или ограниченного притязания господствующего класса на принципы демократизма, в установлении и сохранении свобод, господства закона и права. Уже древнегреческие мыслители Платон и Аристотель считали, что истинная государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. В своих знаменитых диалогах под названием «Государство» и «Законы» Платон писал: «…там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях». Тирания неизбежно приходит, по мнению Платона, на смену демократии, «опьянённой свободой в неразбавленном виде», когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством. На взгляд Платона, это наихудший вид государственного устройства, где царят насилие и беззаконие.

Ученик Платона, величайший мыслитель древности – Аристотель стоял на позициях защитника индивидуальной свободы и частной собственности. Аристотель, в отличие от Платона, имел противоположный взгляд на государство, как на продукт естественного развития, как высшую форму общения людей, охватывающую другие сферы их жизнедеятельности. Выражая своё отношение к закону и праву, государственной власти, он проводит мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Закон должен главенствовать над всем. Несмотря на вклад, внесенный в понятие правового государства, выдающихся умов античности, в Древней Греции не была реализована идея правового государства, господство закона отсутствовало. Народное собрание полиса могло принимать любые решения, вплоть до казни гражданина, по произвольным основаниям[5].

В назначении государственной власти Цицерон усматривал защиту имущественных интересов граждан. Однако новаторские формулировки в учении Цицерона сочетаются с типично аристократическими воззрениями, воспринятыми из греческой политико-правовой мысли.

Постановления и законы государства должны соответствовать божественному порядку, в противном случае они не имеют законной силы. Цицерон стоит у истоков юридизации государства, которая затем трансформировалась в конструкцию правового государства.

Ряд исследователей полагает, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение – упадком этих институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: т.к. рабы и лица, не являющиеся квиритами (римскими гражданами), по-прежнему оставались бесправными. Правовое государство в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако, идея верховенства права сохранялась.

Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся по истечении определённого времени в соответствующие государственно-правовые доктрины и взгляды, в соответствии с которыми в обществе должны торжествовать не произвол и насилие, а закон и право, развивались не только в Греции и Риме, но и в Древнем Китае и Индии. Например, в Китае, ещё в глубокой древности юристами и философами применительно к господствующему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль, что «в государстве должен царить порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он до конца жизни хочет чувствовать себя в безопасности, должен быть справедливым, «а управление страной должно соответствовать спокойствию». Так, например, выдающийся китайский мыслитель, один из основоположников легизма Шан Ян, предлагая свою концепцию о государстве, считал, что: «Все люди ценятся только по их заслугам, а не в соответствии с происхождением. Принадлежность к аристократическому роду не имеет никакого значения. Все равны перед законом, поощрения и наказания проводятся в строгом соответствии с законом за определённые поступки». Шан Ян заявлял, что: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими. Правителю не нужно слепо следовать древности, воплощенной в законах, а необходимо сообразовываться с современными потребностями. В то же время всем подданным необходимо соблюдать законы, а государству – их неуклонно воплощать в жизнь».

В период эпохи средневековья в Европе социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Во многих странах Европы, особенно в Германии, продолжают действовать многие нормы права, установленные ещё во времена Древнего Рима.

Существенную роль в развитии права сыграла унификация и кодификация правовых установлений, проводившаяся папами в XI—XIII вв., а также провозглашение папой Григорием VII верховенства канонического права над королевской властью и его распоряжение о преподавании права в университетах. Формирование концепции приоритета права над государством было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая и является главным признаком правового государства. Суверенитет народа означает, что только народ является источником власти, которой располагает государство. Эту, очень смелую для своего времени мысль, выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский, который считал, что сувереном в государстве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека – созидателя и творца своей собственной судьбы.

Эта концепция впоследствии была воспринята Жан-Жаком Руссо и получила свое дальнейшее развитие. В соответствии с трактовкой суверенитета Руссо государство (республика) выступает как результат общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Особым этапом в развитии идеи правового государства стала эпоха Возрождения, когда основой концепции становится гуманизм, базирующийся на признании человеческого достоинства. Интеллектуальные усилия деятелей эпохи Возрождения были направлены на переустройство внутреннего мира человека, приобщения его к культуре. Это являлось обязательным предварительным условием трансформации существующих общественных отношений в разумное и гуманное общество, которому чужды навязанные извне правогосударственные регуляторы. Идея правового государства была востребована в период буржуазно-демократических революций в Европе, завершивших период феодализма. В классическом мировоззрении формирующегося третьего сословия, пришедшем на смену теологическому мировоззрению средних веков, трактовка социальных институтов, включая государство и право, освобождается от религиозно-нравственных догматов.

В политико-правовой мысли средневековая концепции теократического государства была опрокинута двумя новыми теориями: суверенного государства и автономии личности.

Первую связывают с именами Николо Макиавелли и Жана Бодена. Вторая обязана своим происхождением апологетам протестантизма – Мартину Лютеру, Томасу Мюнцеру, Жану Кальвину. Именно из этих двух течений, т.е. из идеи суверенного государства и концепции автономной личности, их соотношения и влияния, развивается мысль, которая и знаменует собой новое время. Смысл политико-правовой мысли нового времени – оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит английскому учёному Джону Локку и французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье. У Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей.

Закон, согласно Локку, будет правовым только в том случае, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу. По мнению Джона Локка, деятельность государства внутри страны должна ограничиваться: принятием законов, осуществлением правосудия и применением пенитенциарных мер.

Принципы построения правового государства были реализованы на практике при образовании США. В Декларации независимости США от 1776г. содержится следующее положение: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых...».

В соответствии с закреплённой нормой суверенитет народа является основой государственного суверенитета, который в свою очередь предусматривает верховенство, независимость, полноту и всеобщность власти государства. С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм системы «сдержек и противовесов» и охраны прав и свобод личности. Наиболее полно теория правового государства была разработана в XIX веке. На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта, многократно указывавшего на необходимость опоры государства на право. По мнению Канта, человек является абсолютной ценностью, никто не имеет права использовать его как орудие или средство для исполнения каких-то собственных интересов, даже ради благородных целей. Закон обладает высшей юридической силой и имеет приоритет перед иными актами; нормы морали и правовые нормы ограничивают произвол; общеобязательный, принудительный характер право приобретает только благодаря государству, целью которого выступает главенство права и закона, в силу чего исполнительная власть должна быть подчинена законодательной.

Рассматривая государство таким, каким оно должно быть в «соответствии с принципами права», т.е. в идеале, Кант в работе «Метафизика нравов» писал, что это «объединении множества людей, подчинённых правовым законам». Учение Иммануила Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось направление, сторонники которого сосредоточили своё внимание на разработке теории правового государства. Среди них можно выделить немецких юристов: Роберта фон Моля, Карла Теодора Велькера, Отто Бэра, Фридриха Юлиуса Шталя, Рудольфа фон Гнейста, благодаря которым правовое государство обрело терминологическую определённость и получило широкое распространение не только в Германии, но и за её пределами. В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особенности Гегеля, который понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Опираясь на труды своих предшественников, Гегель первым в немецкой философии права указал на то, что между личностью и государством существует некая общественная среда (общество), имеющая значение, как для личности, так и для государства. Гражданское общество, по Гегелю, представляет собой опосредованную трудом систему потребностей, которая покоится на двух составляющих – отношениях собственности и формальном равенстве людей. Гражданское общество, полагал Гегель, является продуктом современности, античность же не знала ничего подобного. Если государство представляет собой единство различных лиц, то в гражданском обществе каждый для себя цель, все остальное для него ничто. В структуру гражданского общества входят также семья, право, корпорации, религия, культура, образование и ряд иных элементов.

В XX в. теорию правового государства продолжали разрабатывать правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Кальде де Мальберг и другие авторы. Теоретики нормативизма, например, такие, как, Ганс Кельзен, считают правовым любое государство в силу того, что каждое из них представляет собой нормативно-правовой порядок.

Иной точки зрения придерживается идеолог неоконсерватизма, австрийский экономист и философ Фридрих Август фон Хайек, который изложил свои взгляды на правое государство в работах «Дорога к рабству», «Право, законодательство и свобода», «Конституция свободы». Современной рыночной экономике, согласно Хайеку, соответствует лишь государство на принципах верховенства права.

Государственная власть внутри страны имеет только одну задачу – обеспечить соблюдение всеми гражданами общих правил поведения, т.е. поддерживать правопорядок. Принцип господства права обозначает, что: «Правительство во всех своих действиях ограничено заранее установленными и обнародованными правилам, которые дают возможность с большой точностью предвидеть, какие меры принуждения власть будет использовать в той или иной ситуации, и позволяют индивидам на основе этого знания планировать свою деятельность». На взгляд Хайека, верховенство права предполагает не только подчинение исполнительных органов власти закону, но и невмешательство законодательной власти в сферу свободы и неотчуждаемых прав человека.

История политико-правовой мысли показывает, что идеи правового государства разрабатывались с различных идеологических и теоретических позиций. Рассматривая данный концепт сегодня, не стоит слепо пытаться реализовывать его на практике.

Таким образом, необходимо вдумчиво изучать имеющийся опыт и перенимать прогрессивные идеи в развитии правового общества. Как показывает практика, успешное развитие любого государства может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства во всех сферах жизнедеятельности общества.

 

 

 

 

 

 

3 ПРИНЦИПЫ (ПРИЗНАКИ) ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

Правовое государство – это такое устройство общества, при котором право как нормативно закрепленная и реализованная справедливость имеет приоритет перед государством.

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками (принципами) правового государства являются:

1) Верховенство права над государственной властью.

Принцип верховенства права состоит в признании приоритета права над политикой, в ведущей роли правовых начал в деятельности государственного аппарата. Верховенство права – один из ведущих принципов современного цивилизованного общества, который заключается в утверждении права как основы взаимоотношений между субъектами социальной жизни. Право признается высшей ценностью общества, которую принимают, поддерживают и на которую ориентируются отдельные люди, социальные группы, их организации, включая государство. Этот принцип определяет взаимоотношения гражданского общества и государства. Через право, основанное на идеях свободы и справедливости, гражданское общество связывает государство, подчиняет его деятельность общесоциальным интересам, ставит ее в четко определенные рамки. В то же время государство признает права и свободы субъектов гражданского общества, гарантирует и защищает их; не допускает произвольного (неправового) вмешательства в жизнедеятельность субъектов гражданского общества. Принцип верховенства права определяет деятельность государственного аппарата и должностных лиц. Он реализуется в четком законодательном закреплении системы государственных органов, предметов их ведения и компетенции, прав и обязанностей должностных лиц. Он проявляется в безусловном верховенстве конституции и законов страны над любыми иными актами, издаваемыми органами государства. Принцип верховенства права состоит также в возможности оспорить в судебном порядке и отменить любые незаконные решения, принятые государственными органами.

2)Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечиваются реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.

Верховенство закона означает также его всеобщность. То есть не должны оставаться неурегулированными законом наиболее существенные области жизни общества, куда могли бы «прорваться» и другие акты, оттесняя законы, и разрастись там.

Верховенство закона означает, наконец, утверждение его господства, т.е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».[6]

Верховенство закона – основополагающий принцип законности, предполагающий исключительность закона, т.е. признание его высшей юридической силы по отношению ко всем иным нормативным правовым актам. Все иные нормативные и ненормативные акты должны издаваться в соответствии с законом и закону противоречить не могут. При этом установлена и действует строгая юридическая субординация: законы должны соответствовать конституции страны, подзаконные нормативные акты подчинены законам и принимаются в строгом соответствии с ними; правоприменительные акты должны соответствовать нормативным правовым актам.

Верховенство закона и его примат в правовой системе проистекают из прерогативы принимать законы исключительно высшим представительным органом государства либо непосредственно первоисточником власти – народом.

3)Взаимная ответственность граждан и государства.

Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Вопрос о правах и ответственности отдельно взятой личности и государства признается универсальной, всеобщей проблемой.

Уже в VI-V вв. до н. э. в Древней Греции и Древнем Риме появились представления о человеке как о гражданине, наделенном правами и обязанностями. Граждане имели относительную свободу и самостоятельность во взаимоотношениях с другими людьми, с управленческими структурами, обществом в целом. Однако самаидеяправ человека получила свое обоснование и концептуальное выражение не так давно, в период становления буржуазного общества в XVII-XVIII вв. Она сформировалась в русле представлений о «естественном праве», договорной теории происхождения государства.

Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсон идругие мыслители считали, что в основе естественногоправалежат неотчуждаемые, неизменныеправа, присущие каждому человеку от рождения. Содержание этих прав предопределено естественной биологической и духовной природой человека:правочеловека на жизнь, свободу, собственность и др. С возникновением государства появляется так называемоеправо«рукотворное», т. е. нормы поведения, установленные государством, людьми. Они выражаются в законах, договорах и других юридических источниках.

Впервые законодательное выражение представления о правах человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, затем в Билле о правах 1791 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира. В этих документах права подразделяются на две категории:права человека, присущие ему от рождения, и права гражданина, установленные государственной властью.

Теория прав человека основана на безоговорочном признании за ним права на достоинство и права на свободу. Достоинством называется признание обществом социальной ценности и уникальности конкретного человека, значимости каждой личности. Под свободой понимается самостоятельность человека, его способность и возможность делать собственный выбор, действовать в соответствии со своими интересами и целями. Однако абсолютно свободным человек быть не может. Права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свбоды другого человека.

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей, т. е. установленных государством требований к поведению человека. Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой.

Основные права и свободы человека и гражданина нашей страны, а также его основные обязанности определены в Конституции РФ. Онаустанавливает взаимную ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Государство устанавливает определенные требования к правилам поведения гражданина в обществе, в свою очередь предоставляя ему различные социальные гарантии и безопасность.

4) Разделения властей.

Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».[7]Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом. Законодательная власть облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.[8]

Политический смысл разделения властей состоит в определении тех ограничений, которые накладываются на любые элитарные группы, контролирующие различные структуры власти при решении обоюдоострых вопросов. Поэтому данная конструкция означает не функциональное разделение в механизме властвования (или распределение трудовых обязанностей в системе управления), а установление жестких коридоров возможностей и ответственности, которые накладывают на обладающих властными полномочиями игроков определенные ограничения (мешающие им единолично формировать повестку дня, реализовывать решения, контролировать этот процесс.

Впервые на практике принципы правового государства реализовались в Римской республике. Была создана сильная и независимая судебная власть, с помощью которой обеспечивалось равенство граждан перед законом. Категории «общее благо», «высшая справедливость» в силу своей неопределенности уступают место «классическим» признакам правового государства. Начало этому процессу, т.е. отказу от правового мифотворчества, положил известный государственный деятель, выдающийся юрист Марк Туллий Цицерон. По его мнению, государство есть дело народа «как соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».

 

 

 

4 ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

 

 

Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905-1907 начался переход к конституционному строю, а после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена. В конце 1980-х – начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление.

Конституция Российской Федерации закрепила в концентрированном виде концепцию и институты правового государства. Во-первых, это один из признаков России как государства. Во-вторых, человек, его права и свободы признаны высшей ценностью и являются непосредственно действующими. В-третьих, закреплено верховенство Конституции и закона. В-четвертых, установлен принцип соответствия национальных норм общепризнанным международным принципам и правилам. В-пятых, учреждены государственные институты для обеспечения законности и охраны прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Признаки правового государства отражают как его концепцию, так и нормативную модель. В реальной жизни России, так же, как и других государств, наблюдается сложное восприятие и реализация принципов и норм. На практике часто допускаются нарушения конституционных и иных правовых норм, коррупционные проявления, что сопровождается «теневым» правом и заметными отклонениями от нормативно-ценностных ориентиров, разрыв между словесным и письменным признанием и реальными делами. Мера отклонений не должна ломать концепции и модели.

Характеристика России как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Оно призвано оптимизировать виды деятельности в обществе и условия жизни. Но пока не все элементы правового государства развиты в равной мере, «нагромождение» актов не сопровождается другими процессами. [9]

Практика отстает от правовых моделей, и пока институты, чиновники и все граждане не освоят их в полной мере, государство не сможет быть признано правовым и фактически адекватным его принципом.

Важно подчеркнуть, что необходимым и неотъемлемым признаком правового государства является свободное и автономное функционирование гражданского общества.

Таким образом, построение правового государства предполагает прежде всего становление полноценного гражданского общества.

В развитии российского правового государства наблюдаются диспропорции, когда развитость одних элементов сдерживается слабостью других. Громадному нормативному массиву не соответствует степень его реализации. Права и свободы человека часто нарушаются и выступают скорее не в качестве цели и обязанности, а лишь как один из аспектов деятельности государственных институтов.[10]

Одной из проблем правового государства является проблема разделения властей.

В разделении властей есть серьезный смысл, хотя общая логика развития государства ведет к тому, что исполнительная власть ломает в силу преобладания своих ресурсов эту конструкцию. Поэтому для различных государств необходимо установление различных, но наиболее оптимальных способов соотнесения таких полномочий. Для России же стандарты соотнесения законодательной и исполнительной властей пока не выстроены. И тем более они не основаны на приоритете гражданина. То есть для нас это чисто символическая форма отражения реальности, которая, видимо, еще долго не будет реально достижима.

В связи с этим, важно отметить, что в принципе разделения властей существуют отдельные несоответствия теории с реальностью.

В первую очередь потому, что в институте президентства определенным образом сосредоточенны важнейшие функции как исполнительной, так и законодательной власти. Но, поскольку Президент на прямую не относится ни к одной из ветвей власти, он как бы координирует все три власти, возникает вопрос соответствует ли принципу разделения властей такое сосредоточение власти в руках президента. По нашему мнению, здесь прослеживается явное несоответствие.

Президент обладает определенными полномочиями, которые в некотором смысле выходят за рамки рассматриваемого принципа. К ним можно отнести практически «единоличное» право президента назначать ключевых министров без согласия парламента, а также фактически произвольно распускать Государственную Думу. Такой «передел» власти в пользу президента и исполнительных структур не только не уравновешивает их с законодательной и судебной властями, но также нарушает систему взаимных «сдержек и противовесов».

Закон, направлен на освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления и «желающих» откупиться от наказания, в качестве альтернативы, штрафом.[11]

Помимо этого, действующий в России механизм разделения властей отличается большой сложностью исходя из культурных, социально-экономических и политико-правовых особенностей нашего государства, а также особенности системы государственной власти, что, предполагает сложные взаимоотношения между Президентом России и Правительством в целом, а также между Президентом России и отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Следовательно, можно сделать вывод, что, в нынешней России данный принцип разделения властей фактически только провозглашен, в реальности же он не действует.[12]

Основные выводы

1. Идея правового государства является прогрессивной и отражает устойчивые потребности и представления человека и общества о справедливом государстве.

2. Российское государство на основе преемственности отечественного опыта проходит первую стадию становления как правового государства. Дух и принципы права еще не в полной мере определяют основные аспекты устройства и функционирования государства.

3. В развитии российского правового государства наблюдаются диспропорции, когда развитость одних элементов сдерживается слабостью других. Громадному нормативному массиву не соответствует степень его реализации. Права и свободы человека часто нарушаются и выступают скорее не в качестве цели и обязанности, а лишь как один из аспектов деятельности государственных институтов. Слабо действует правоохранительная система.

4. Гражданское общество пока еще терпимо относится к нарушениям принципов и норм правового государства, не считая их важнейшим критерием принятия и реализации государственных, экономических и социальных решений. Мера отклонения от нормативных моделей явно превышает нормальный уровень законности.

5. Предстоит в полной мере добиться системного развития права в целом и законодательства в особенности. Динамичное и содержательное правовое обеспечение сфер, отраслей и направлений управленческой, социально-экономической иной деятельности должно стать ее императивом. В повестке дня – юридическое прогнозирование, позволяющее праву быть «нормативным опережением» действительности.

6. Нуждаются в серьезном обосновании и уяснении принципы правового регулирования как основной способ преодоления противоречий и конфликтов, обеспечения общественного согласия. И в мировом сообществе правовые принципы и нормы служат гарантией стабильности, отражения всеобщих и региональных интересов и их сочетания с национальными интересами.[13]

7. Нуждается в усовершенствовании принцип разделения властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовое государство – государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Постепенно сформировалась доктрина правого государства, которую из-за проблем лингвистического перевода ошибочно приравнивали к доктрине верховенства права. Доктрина правового государства закрепила в себе основные концепции и признаки правового государства.

Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую историю. Сам термин "правовое государство" прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века (в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

История политико-правовой мысли показывает, что идеи правового государства разрабатывались с различных идеологических и теоретических позиций. Рассматривая данный концепт сегодня, не стоит слепо пытаться реализовывать его на практике.

Необходимо вдумчиво изучать имеющийся опыт и перенимать прогрессивные идеи в развитии правового общества. Как показывает практика, успешное развитие любого государства может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства во всех сферах жизнедеятельности общества.

Сущность правового государства закрепилась в его признаках.

В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости)

Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. (Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция – основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство).

Разделение властей – распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Ни одно, даже современное, государство не соответствует столь высоким критериям правового (идеального) государства. В массовом сознании «правовое государство» воспринимается как государство, в котором власть основана на праве, т.е. им ограничивается и через него реализуется. Однако такое понимание, по сути верное, недостаточно для раскрытия феномена правового государства, представляющего собой сложную, многогранную систему.

Основные проблемы построения правового государства в России:

1. Идея правового государства является прогрессивной и отражает устойчивые потребности и представления человека и общества о справедливом государстве.

2. Российское государство на основе преемственности отечественного опыта проходит первую стадию становления как правового государства. Дух и принципы права еще не в полной мере определяют основные аспекты устройства и функционирования государства.

3. В развитии российского правового государства наблюдаются диспропорции, когда развитость одних элементов сдерживается слабостью других. Громадному нормативному массиву не соответствует степень его реализации. Права и свободы человека часто нарушаются и выступают скорее не в качестве цели и обязанности, а лишь как один из аспектов деятельности государственных институтов. Слабо действует правоохранительная система.

4. Гражданское общество пока еще терпимо относится к нарушениям принципов и норм правового государства, не считая их важнейшим критерием принятия и реализации государственных, экономических и социальных решений. Мера отклонения от нормативных моделей явно превышает нормальный уровень законности.

5. Предстоит в полной мере добиться системного развития права в целом и законодательства в особенности. Динамичное и содержательное правовое обеспечение сфер, отраслей и направлений управленческой, социально-экономической иной деятельности должно стать ее императивом. В повестке дня – юридическое прогнозирование, позволяющее праву быть «нормативным опережением» действительности.

6. Нуждаются в серьезном обосновании и уяснении принципы правового регулирования как основной способ преодоления противоречий и конфликтов, обеспечения общественного согласия. И в мировом сообществе правовые принципы и нормы служат гарантией стабильности, отражения всеобщих и региональных интересов и их сочетания с национальными интересами.

7. Нуждается в усовершенствовании принцип разделения властей.

Путь к правовому государству долгий и трудный, полный опасностей, заблуждений и иллюзий. Многие государства сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опираться на тщательно продуманную стратегию и так­тику. Без учета опыта других государств здесь вряд ли обойтись, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традици­ями и реалиями.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

 

1)Всеобщая декларация прав человека (Принятарезолюцией 217 А (III)Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года);

2)Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445;

 

Специальная юридическая литература

 

3)Абызов Р.М., Абызова Е.Р. / Правовая культура и правовое сознание как признаки правового государства // Философия права. 2012. № 4 (53). С. 84-87;

4)Айнутдинов Р.Ф. / Проблемы и перспективы развития правового государства в России: политологический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 1 (113). С. 209-219;

5)Алексеев Р.А. / Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 2. С. 83-88;

6)Гатин А.М. / Теория государства и права: Учебное пособие для вузов // А.М. Гатин. – СПб.: ИД Питер. 2012 – 356 с;

7)Дулич Л.М. / Системообразующие черты теоретической модели правового государства // Правовая культура. 2012. № 1. С. 77-85;

8)Зорькин В.Д., П.Д. Баренбойм / П.Д. Доктрины Правового Государства и Верховенства Права в современном мире // Сборник статей. Ответственные редакторы: – М.: ЛУМ, Юстицинформ, 2013. – 560 с;

9)Дуденков А.В., Петрищева Е.Н. / Правовое государство: свойство и признаки // Юристъ - Правоведъ. 2013. № 3 (58). С. 87-89;

10)Лобжанидзе С.Н. / История развития идей о правовом государстве // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2012. № 5. С. 100-102;

11)Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. – 656с, с.217;

12)Нерсесянц В.С. / Философия права – М., 1997. С.94;

13)Тихомиров Ю.А. / Правовое государство: проблемы формирования и развития. Материалы постоянно действующего научного семинара – Москва. Научный эксперт. 2011. № 4 (42);

14)Федорченко С.Н. / Кадровая политика в современной России: проблема народного контроля // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. – 2008. – № 2. – 78 с;

 



[1] Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С.94.

[2] Доктрины Правового Государства и Верховенства Права в современном мире / Сборник статей. Ответственные редакторы: В.Д. Зорькин, П.Д. Баренбойм – М.:ЛУМ, Юстицинформ, 2013. – 560 с.

[3] Алексеев Р.А. / Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 2. С. 83-88.

 

[4] Федорченко С.Н. Кадровая политика в современной России: проблема народного контроля // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. – 2008. – № 2. – 78 с.

[5] Алексеев Р.А. / Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 2. С. 83-88.

[6]Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ), ст.15

[7]Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ)

[8]Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. – 656с, с.217

[9] Айнутдинов Р.Ф. / Проблемы и перспективы развития правового государства в России: политологический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 1 (113). С. 209-219.

 

[10]Там же

 

[11] Алексеев Р.А. / Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 2. С. 83-88.

[12]Правовое государство: проблемы формирования и развития. Материалы постоянно действующего научного семинара. Ю.А. Тихомиров. Москва. Научный эксперт. 2011. № 4 (42).

[13]Правовое государство: проблемы формирования и развития. Материалы постоянно действующего научного семинара. Ю.А. Тихомиров. Москва. Научный эксперт. 2011. № 4 (42).

Добавить комментарий

  • рефераты