Яндекс.Метрика

Последние материалы

Вопросы и ответы на экзамен по философии

Оглавление

1.Мировоззрение и его исторические типы.

2.Особенности мифологического мировоззрения. Философия и мифология.

3.Религиозное мировоззрение. Философия и религия.

4.Специфика философии как теоретического мировоззрения. Предмет и функции философии.

5.Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Агностицизм.

6.Структура философского знания.

7.Античная философия. Ее особенности и этапы развития.

8.Ионийская философия. Милетская школа.

9.Пифагорейская школа.

10.Философия периода расцвета рабовладельческой демократии.

11.Античный атомизм.

12.Элейская школа.

13.Софисты.

14.Философия Сократа. Сократические школы.

15.Философия Платона.

16.Философия Аристотеля.

17.Эллинистическо-римская философия.

18.Особенности философии Средних веков. Патристика, схоластика.

19.Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и реформация. Политическая философия.

20.Философия Нового времени: особенности и проблемы.

21.Проблема научного метода в философии Нового времени.

22.Рационалистическая философия Декарта.

23.Рационалистическая философия Спинозы и Лейбница.

24.Политическая философия Гоббса.

25.Сенсуалистическая теория познания Локка.

26.Субъективный идеализм Беркли.

27.Агностицизм Юма.

28.Материалистическая философия 18 века во Франции.

29.«Критическая» философия Канта.

30.Диалектическая философия Гегеля.

31.Европейская философия 19 века. Иррационализм. Волюнтаризм Шопенгауэра.

32.Марксистская философия.

33.Философия жизни Ницше.

34.Современная западная философия, особенности, основные направления.

35.Проблемы методологии науки в философии позитивизма и неопозитивизма.

36.Экзистенциализм. Его разновидности и периоды.

37.Русская философия 2-ой ½ 19 века - 1-ой ½ 20века.

38.Монизм, дуализм, плюрализм.

39.Теизм, пантеизм, деизм, атеизм как мировоззренческие позиции.

40.Философская теория материи. Движение, пространство, время как атрибуты материи.

41.Диалектика и метафизика. Законы, категории и принципы диалектики.

42.Познание. Основные формы чувственного и рационального познания. Проблема истины. Прагматизм.

43.Проблема человека в философии. Свобода и ответственность личности.

1. Мировоззрение и его исторические типы.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а так же основные жизненные ориентации людей; отношение человека и мира.

Мировоззрение возникает вместе с обществом и развивается вместе с ним.

Структура мировоззрения:

- мироощущение - чувственное или

- мировосприятие эмоциональное познание

- миропонимание - рациональное познание

II. Истоки философии: мифология, религия.

Исторические типы:

1. Обыденное мировоззрение - знание о мире опирающееся на здравый смысл; стихийное возникновение.

2. Мифология - фантастическое отражение действительности в результате одушевления природы и мира в первобытном сознании (мифос - предание; логос - слово, понятие.)

3. Религия - мировоззрение и мироощущение + соответствующие действия, которые основываются на вере в существование сверхъестественного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности мифологического мировоззрения. Философия и мифология.

Мифология - фантастическое отражение действительности в результате одушевления природы и мира в первобытном сознании (мифос - предание; логос - слово, понятие.)

Особенности мифологического мировоззрения:

* природа/мир рассматриваются по аналогии с обществом (как универсальная родовая община) из-за возникновения родоплеменного строя.

Антропоморфизация мира - представлениебогов в человеческом образе

* образный чувственный способ понимания мира

* опиралась на веру, исключала критику, требовала серьезного отношения.

* понималась буквально, исключала рациональное понимание.

* Синкретизм - нерасчлененность.

* восприятие мира не на основе объективных причинно-следственных связей, а на уровне случайных событий.

* особое понимание времени (циклическое); нет идеи невозвратимости. Нет идеи общественного прогресса; все возвращается на круги своя. Стремление вернуться к началу.

3. Религиозное мировоззрение. Философия и религия.

Религия - мировоззрение и мироощущение + соответствующие действия, которые основываются на вере в существование сверхъестественного.

Структура религии:

* религиозное сознание/верования

* религиозный культ/поведение

* религиозные организации/церковь, секта и т.д.

* опирается на веру, а не на разум, который должен обосновать те или иные религиозные истины.

Многобожие и единобожие/поли- и монотеизм.

Особенности монотеизма:

* идея противопоставления Бога и мира (Бог как творец мира)

* обоснование личного Абсолюта

Гилозоизм - учение об одушевленности мира.

Пантеизм - растворение Бога в природе/мире

Креационизм - творение Богом всего из ничего.

Различия религии и мифологии- самое главное в религии - стремление к спасению. Попытка человека искупить свои грехи.

Возникновение религии:

* с точки зрения религии, откровение - появление Бога для людей

* психологическое обоснование - прагматизм,у человека есть потребность в вере, обрести уверенность, желание объединиться с чем-то большим.

* научное - сложный феномен: социальные проблемы, познавательные причины, психологические

* биологическое объяснение -Фрейд-

4. Специфика философии как теоретического мировоззрения. Предмет и функции философии.

Философия - теоретическое мировоззрение; на смену образного понятия мира приходит понятийное.

Философия порождает стремление к познанию мира, для нее характерно критическое отношение к знаниям. Главное - истина. На возникновение философии повлияли и эмпирические знания и мифология.

Философия - наука о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении.

Функции:

- познавательная

- мировоззренческая

- методологическая основа развития отдельных наук

6. Структура философского знания.

Философия - наука о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении.

Функции:

- познавательная

- мировоззренческая

- методологическая основа развития отдельных наук.

Структура философии:

1. Онтология - учение о бытии.

2. Гносеология - учение о сознании.

3. Психология - о душе

5. Логика - о законах и формах правильного мышления.

6.Этика - о нравственности, морали.

7. Социальнаяфилософия - структура общества.

8. Антропология - о человеке.

9. Аксиология - о ценностях.

 

 

 

 

 

 

5. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Агностицизм.

Основной вопрос философии: вопрос об отношении мышления к бытию.

2 стороны:

1.Что является первичным?

- вещественный материализм. Объективная реальность; первичность материи, бытия. Материальное единство мира. Виды:

* материализм древних народов (Демокрит, Аристотель)

* метафизический материализм Нового времени 17-19вв (Гоббс, Фейербах)

* диалектический материализм 19-21вв (Маркс, Плеханов, Энгельс)

- идеализм; сознание, мышление, дух. Формы:

* объективный идеализм - сверхиндивидуальное духовное начало (Платон, Гегель)

* субъективный идеализм - нет реальности, независимой от нашего сознания, либо она полностью определяется нашим сознанием. Тождество бытия и мышления. Предметы = ощущения (Фихте, Беркли). Ведет к:

а) Солипсизм - позиция, связанная с признанием только одного мыслящего субъекта.

б) Монизм - позиция, признающая единство мира.

в) Дуализм - признание двух начал: духа и материи как равных (Декарт)

г) Плюрализм - признание множества начал, которые не зависят друг от друга (Лейбниц).

2. Вопрос о познаваемости мира.

Агностицизм - философское учение, которое отрицает возможность познания мира (Юм, Кант).

7. Античная философия. Ее особенности и этапы развития.

В античной философии (Древний Рим и Греция 6в до н.э. - 6в н.э.) имелись отголоски мифологического мышления.

I.Особенности античной философии.

1. Космоцентрический характер. Мир воспринимался как упорядоченный космос творца у которого нет. Боги - детище космоса. Космос - тело полное души, разума; он существует вечно. Образные понятия о космосе.

2. Человекиобщество - часть общекосмической жизни; подчинены тем же законам, что и космос. Человек - микрокосмос.

3. Стихийно-диалектическийхарактер. Космос - находящееся в движении, живое. Причем движение не как прогресс, а в рамках статичности. Идея вечного возвращения. «Вечность - дитя, переставляющее шашки».

4. Последовательныйрационализм. Преклонялись перед мудростью и разумом. Нравственность = разумность. Выделяли три добродетели:

а) умеренность - знание как обуздать страсть;

б) храбрость

в) справедливость.

5. Созерцательныйхарактер. Знание рождалось не в практике, а в созерцании.

6. Философия тесно связана с общественной жизнью.

7. Служит основой для всех последующих философий. Истоки всех дальнейших типов мировоззрения.

II.Периодизация.

1 ЭТАП. «Классический» 6-4вв до н.э.

* ранняя классика - досократики

* средняя классика - переориентация с космоса на человека - софисты, Сократ

* зрелая классика - Платон, Аристотель

2 ЭТАП «Элинестически-римский» 4в до н.э. - 6в н. э. (Греция теряет свою независимость, создание городов - полисов.Греция - колония Римского государства)

* ранний период 4-1вв до н.э. - Сформированы три основные школы: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм.

* средний период 1в до н.э. - 2в н.э.

* поздний 3-6вв н.э. - развитие неоплатонизма.

9. Пифагорейская школа.

Пифагорейский союз. 6-4вв. Пифагор

Вопрос о количественной стороне материи. Основа бытия = числа. Сущность всех вещей - числа. 10-божественное число. Идея метапсихоза или реинкарнации души, ее перерождения. Пифагор вводит термин философия. Вопрос конечного и бесконечного. Гармония противоположностей. Диоген.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Ионийская философия. Милетская школа.

Ранняя классика. Поиски первоосновы мира.

Милетская школа или Ионийская.

а) Первый европейский философ - ФалЕс 624-547 до н.э. - основа всего сущего - вода. Для него свойственен гилозоизм - вся материя является одушевленной.

б) Анаксимандр «О природе» 610-546 до н.э. Апейрон включает наличие противоположностей. Огонь.

в) Анаксимен - воздух главный элемент.

г) Гераклит Эфесский «О природе» - в основе сущего - огонь, который находится в вечном движении (диалектика). Душа тоже состоит из огня. Огонь - воздух - вода - земля - огонь - … Весь космос - модификации огня. Космос не создан никем, он всегда был, есть и будет живым огнем разгорающимся и затухающим. Продолжает учение о логосе - логос - божественная сила; уникальная закономерность, необходимость. Логос- эфирное тело, что приводит хаос в порядок.

Гераклит родоначальник диалектик. Поставил проблему единства и борьбы противоположностей. Противоречивое дает импульс. Относительность всего. Поднимает проблему познания и учения как двух познавательных способностей.

10.Философия периода расцвета рабовладельческой демократии.

а) Анаксагор. Гомеомерии - семена, которые составляют основу мира. Принцип сохранения материи. Все состоит из разного количества разных веществ, что формирует «Принцип универсальной смеси». Смесь качественно однородных веществ => вещь. Принцип преобладания => чувственное познание дает нам видимые только качественно преобладающего составного вещества. Нус - космический разум, который приводит в движение гомеомерии или мельчайшие из всех вещей; имеет максимальную силу. Не исключает, что многое создается само собой; всему присуща душа.

б) Эмпедокл. Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёхстихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архе. Этими корнями являются огонь,воздух,водаиземля. Им соответствовалиЗевс,Аид,НестисиГера. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Прочие боги также были производными этих 4 «корней». Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей распределены в крови человека. «Корни» вещей являются «пассивными» началами.

Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определённых пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня.

Источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы— Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло. Они являются «активными» началами. Эти две силы обладают вполне определёнными физическими качествами. Так, «липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Ненависть»— свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос— шар, при котором Ненависть находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделёнными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса— однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. Итого было 4 фазы: 1) акосмическая— господство и победа Любви (Сфайрос); 2) космическая— переход от Любви к Ненависти; 3) акосмическая— господство и победа Ненависти; 4) космическая— переход от Ненависти к Любви. Человечество жило в 4 фазу. В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны.

 

11. Античный атомизм.

Демокрит 460-370 до н.э. «Великий космос». Бытие множественно, состоит из атомов, которые не имеют составных частиц. Атомы вечны и неделимы. 1) Форма AN2) Порядок ANNA 3) Положение AZ4) Величина 5) Тяжесть. Существует небытие = пустота, в которой находятся движущиеся атомы. Выделили два рода качеств вещей: твердость, плотность; объясняющиеся чувственными ощущениями: горькое, соленое, цвет… Заложили начало научной космологии. Мир не един и никем не создан. Человек = микрокосмос. Душа материальна и смертна, так же состоит из атомов. Все возникает в результате движения атомов.

12. Элейская школа

Элейская школа. ½ 6в - ½ 5в до н.э. Ксенофан, Зенон, Парменид, Мелисс.

Всю множественность мира подчинили единству, провели различия между сущностью вещей, постигаемой разумом и их явлениями, постигаемыми чувствами; показали противоположность понятий движения пространства и времени; заложили основы для идеалистических учений.

а) Ксенофан 565-473 до н.э. Подвергал критике греческий политеизм. Обращает внимание на нравственный и внешний облик богов, которые списаны с людей. Противопоставляет политеизму монотеизм… о Боге, который неотделим от природы. Бог - сила и могущество, существует вечно; общее, единое, что всех объединяет. Бог шаровиден. Стихии - вода и земля, из которых созданы люди.

б) Парменид «О природе». Развивает учение о бытии - вводит это понятие. Бытие есть, небытия нет. Бытие вечно, оно не движется, ед.ч, чельно, однородно, неделимо, но оно конечно, ограничено, замкнуто, т.к. если бы оно было бесконечным, то ему не хватало бы всего. Шар с правильным центром внутри. Стихии - земля и огонь. Разделение на мир чувственности и рассудок. Один из первых поднял вопрос о различии чувственного и мысленного познания.

в) Зенон. Единое вечное и неизведанное бытие. Противоречивость пространства и времени. Написал 45 апорий, в которых опровергает множественность и движение, скрывает противоречия, которые возникают, когда мы рационально пытаемся осмыслить движение.

«Дихотомия делится на две части». «Летящая стрела стоит неподвижно. Движение = сумма состояний покоя».

17.Эллинистическо-римская философия.

Последняя ¼ 4в до н.э. - 6в н.э.

В философии доминирует этическая направленность. Продолжает деятельность Академии Платона, развитие и систематизация платоновской философии. После 3в пеходит на позиции скептицизма.

Возникают и новые школы:

*Эпикурейская школа. Афины. Центр материализма. Делили философию на:

1) каноника - теория познания - материалистический сенсуализм. Критерии истины - понятия, чувства, переживания, ощущения. Ощущение дает знание о мире, разум основывается именно на них, т.е. он анализирует ощущения. Ощущения = объективная реальность. Ложность и ошибочность приходит с мнением. Образы предметов - общие понятия. Истина - совпадение мысли с реальностью.

2) физика - учение о природе. Развивает атомистическую концепцию. Вносит новые положения: атомы отличаются и тяжестью, о спонтанном отклонении атомов, объективное наличие случайностей. Объяснил возможность свободы выбора для человека. Душа имеет атомарное строение в 2 частях. Со смертью душа умирает. Природу пытается свести к ней самой, к ее самостоятельным действиям. Не нужно бояться смерти, т.к. смерть - лишение возможности чувствовать.

3) этика - о цели существования. Человек - чувственное существо. Высшее благо - наслаждение, оно же является и конечной целью. Удовольствие = добро. Конечная цель - телесное здоровье и душевная безмятежность. Чистого наслаждения нельзя понять без понятия природы и спокойствия. Желания делили: 1-ые - естественные или необходимые, 2-ые - естественные, но не необходимые, знания, дружба; 3-ье - неестественные, в славе. Идеал - полная невозмутимость и покой - атараксия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Особенности философии Средних веков. Патристика, схоластика.

Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). "Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее". Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия.

Философия Средневековья - это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали - экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза - истолкование).

Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны). Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).

В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.

Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Схоластика- усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля. Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. "Философия - служанка богословия". Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов).

Патристика - христианское богословие 1-8 вв. Учение о боге первых христианских теологов. Патрес - отец, патристика - власть отцов церкви. В середине 1 в. формируется христианская религия. Для патристики характерны следующие черты: А) борьба с гностицизмом. В гносисе человек преодолевает свою разорванность, двойственность, через человека происходит преодоление бытием своей расщепленности и восстановление распавшейся гармонии.Б) Борьба с манихейством. Манихейство - учение перса Мани, воспринимающее точку зрения Заратустры о борьбе света и тьмы, добра и зла. Манихейство требовало от человека строжайшей воздержанности во всех пристрастиях человека, а также физического труда.Основная идея патристики - идея откровения. Для патристики характерно заостренное противоречие между верой и разумом, выраженное в трудах Тертуллиана. Онтология патристики построена вокруг идеи Бога как абсолютного бытия.Наряду с катафатической теологией, описывающей бога как средоточие благости, справедливости, всемогущества и т.п., развивается отрицательная апофатическая теология, исходящая из того, что бог в качестве Абсолюта не имеет атрибутов и не поддается определению, ибо находится за пределами бытия и качественности. Космос в патристике - творение бога.

Схоластика - тип религиозного философствования, который характеризуется принципиальным подчинением примату теологии и особым интересом к формально - логической тематике.Цель схоластической философии заключалась в оправдании веры посредством разума, т.е. в рациональном обосновании веры в Бога и христианского вероучения. Представителями средневековой схоластики являлись И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам, И. Дунс Скотт и Фома Аквинский. К универсалиям можно отнести две позиции, которые занимались поиском доказательства бытия Божия и толкование догмата о троичной сущности Бога в средневековой схоластике. Это были номинализм и реализм. Номинализм(- имена) связывал общее понятия только со сферой мышления и трактовал их как имена реально существующих единичных объектов.В истории средневековой философии его представляли И. Росцелин, У. Оккам.Реализмнапротив, базировался на признании объективной реальности универсалий. (И. Дунс Скотт, Ансельм Кентерберийский - это продолжение линии Платона в философии.) Концептуализм развивавшийся П. Абеляром, - пытался примирить номинализм и реализм. Их крайности были преодолены Фомой Аквинским, который, опираясь на учение Аристотеля, в XIII в. обосновал основные принципы христианской теологии. Выдвинутый им принцип гармонии веры и разума утверждал необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии.

 

 

19.Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и реформация. Политическая философия.

2-ая ½ 14-16вв. Период становления и развития капитализма. 15 век - век технической революции. Философия развивается в новых условиях, которые предоставляют видимое доказательство власти человека над природой. Культура выходит изпод контроля религии и теологии. Развивается теория о верховенстве разума. Теория двойственной истины: разделили философию и теологию; первая опирается на знания и изучает природу, вторая основывается на вере и изучает богов. Отход от теизма и секуляризации. Переход от теизма к пантеизму (отождествление природы с Богом). Отход от идеи личного Бога, от идеи творения богом мира из ничего, растворение Бога в природе. Тесная взаимосвязь философии и науки. Отделяются от философии естественные науки.

Получает развитие новое понятие человека. Концепция гуманизма, который выступает с критикой к земному миру, к человеку. Утверждает ценность человека. Возрождается интерес к античной культуре. Делится на:

1. Гражданский гуманизм. Выдвигают понятие новой этики; высшее благо - служение обществу, благо для общества. Основано на Аристотелевских трактатах.

2. Благо личности. Эпикур. Наслаждение как высшее благо.

Помимо гуманизма получает развитие и реформация М. Лютера. Или протестантизм. Выдвигает идею реформирования католической церкви. 2 принципа:всеобщего священства, т.е. стираются рамки между духовным и светским сословиями; человек спасается верой, а не добрыми делами. Идея активной личности, т.е. дали высокую оценку деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Философия Нового времени: особенности и проблемы.

Это период в истории философии, с 17-го по середину 19-го столетия, в течении которого получила классическую формулировку и решение центральная проблема западной философии - проблема тождества бытия и мышления. Новое время прошло под знаменем торжества рационального дискурса. Поскольку монополией на него обладала и обладает наука, то философия Нового времени может быть понята только как рефлексия над основаниями научного знания. Философия пыталась выяснить, насколько оправданы попытки науки стать господствующим мировоззрением и потеснить религию, искусство и саму философию. В литературе этот период называют иногда "эпохой модерна".
Черты философии Нового времени
* Преобладание гносеологической проблематики над онтологической.
* Отчетливо выраженный интерес к методологии научного познания.
* Рационализм и антропоцентризм как основания философствования.
* Просветительская направленность.
* Критика религии и теологии.
Основные проблемы философии Нового времени
* Условия и границы обыденного, научного и философского познания.
* Проблема истины в познании.
* Чувственное и рациональное познание, их соотношение
* Природа методов научного познания.
* Классификация наук.
* Соотношение единого и многого в субстанции.
* Природа государства и права.
* Влияние культуры на развитие человека Культурное и природное в человеке.
Наиболее значительные направления и школы в философии Нового времени:
Английский естественнонаучный материализм 17 в.
Французская рационалистическая философия 17 в.
Философия Просвещения в Англии в 17-18 вв.
Философия Просвещения во Франции в 17-18 вв.
Философия Просвещения в Германии и Голландии в 7-18 вв.

а) Бэкон 1561-1626 Англия. Родоначальник эмпиризма, материализма Нового времени; теоретически обосновывает экспериментальное естествознание. «Новая Атлантида»- социальная утопия. Основные философские положения: 1) развивает учение о двойственности истины. Наука делится на: теологию и философию. Философия должна выработать новую логику. 2)Учение Бэкона о призраках познания
Истинному познанию мешают различные объективные и субъективные факторы, которые Бэкон называет "идолами" или "призраками" познания. Их четыре:
Идолы рода. Они коренятся в самой природе человека, в ограниченности его ума и в несовершенстве органов чувств. Идолы рода искажают познание, вносят в него антропоморфные элементы.
Идолы пещеры. Их источник - индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д.
Идолы рынка. Они порождены общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления;Идолы театра. Вызваны слепой верой в авторитет личностей и теорий.

Истинный объект познания - природа. Главное - опыт. Эмпирическое познание = опыт+рассудок. Путь к познанию - индукция (от частного к общему). Критика популярной индукции. Разрабатывает методы научной индукции. Ее методы: сходства, различия, сопутствующих изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Диалектика и метафизика. Законы, категории и принципы диалектики.

Диалектика — учение о развитии. Гегель. В основе логики 2 диалектическихпринципа:

*Восхождение от абстрактного к конкретному - принципвосхождения. Абстрактное - бедное, скудное, одностороннее. Конкретное - полнота определений, целостное воспроизведение предмета.

*Единство исторического и логического. Понятия в логике раскрываются в той последовательности, в какой выступают в истории философии. Преемственность философского знания.

Законы диалектики: 1)Отрицания отрицания, т.е. в процессе развития происходит отрицание наличных состояний, их переход в свою противоположность и снятие этой противоположности содержанием всего +. Основа: тезис -> антитезис -> синтез. Развитие по спирали. Чистое бытие - ничто - наличное бытие - качество - количество - мера. 2)Закон перехода количества в качество и обратное. Качество- тождественная с бытием непосредственная неопределенность. Количество - безразличное к бытию внешняя ее определенность. Мера - единство количества и качества. Когда количество, меняясь, переходит в меру, изменяется качество. Переход от одного к другому - скачок, пример вода - лед. 3)Закон единства и борьбы противоположностей. Критика формальной логики, 3 закона: *тождества, *противоречия, А не может быть в одно время и А и не А, *исключенного третьего, нечто есть А, либо не А, третьего не дано. Различие переходит в существенное положение, а затем в противоположение. Все предметы представляют собой единство и борьбу противоположностей. Противоречия- корень движения, развития.

Категория диалектики– наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

*сущность и явление;

*форма и содержание;

*причина и следствие;

*единичное, особенное, всеобщее;

*возможность и действительность;

*необходимость и случайность.

Метафизика - неизменность, отрицание развития; разделфилософии, занимающийся исследованиями первоначальной природыреальности,мираибытиякак такового. Вопросы метафизики:

-Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал?

-Что есть «непосредственное», «наличное»? Где— буквально или понятийно-топологически— эти начала располагаются? Отчего они не усматриваются «просто», что мешает и мешает ли им что-то быть видимыми «непосредственно», без дополнительных «операций»?

-Каковы требования к «операциям», исполнение которых могло бы гарантировать получение достоверных ответов на эти вопросы? Кто или что вообще ставит эти вопросы (почему эти вопросы вообще существуют)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.Познание. Основные формы чувственного и рационального познания. Проблема истины. Прагматизм.

Познание имеет два уровня (две формы) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Индуктивное — умозаключение от частного к общему. Дедуктивное — умозаключение от общего к частному. Получаемое по аналогии.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм— единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Особенности чувственного и рационального познания.
1) Чувственное познание:
- непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта;
- наглядность и предметность возникающих в результате познания образов;
- воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
2) Рациональное познание:
- опора на результаты чувственного познания;
- абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;
- воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотиваци-онная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.
Проблема истины.
Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.
Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.
Ложь — это сознательное искажение образа объекта.

Прагматизм - философскоетечение, базирующееся на практике как критерииистины исмысловойзначимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43.Проблема человека в философии. Свобода и ответственность личности.

Свобода личности неотделима от свободы общества. Ведь цели, которые ставит человек, не есть только результат его воли, они одновременно обусловлены существующим положением вещей, обстоятельствами его общественной жизнедеятельности. Обстоятельства общественной жизни создают для человека многообразие целей, набор возможностей и средств их реализации. И чем полнее и точнее оцениваются человеком действительные возможности и средства общественного развития, тем свободнее он в своем выборе и действиях, тем больший простор открывается перед ним для выдвижения целей и нахождения необходимых средств, предоставляемых обществом в его распоряжение, тем значительнее перспективы творческого созидания нового и его личной свободы.
Общество, общественные условия – необходимое условие свободы личности. Однако нельзя забывать и о внутренней свободе человека, его духовном самоопределении (свободе духа, власти человека над своим телом и душой). Личная свобода самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки.
Ответственность – сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей практической деятельности личности. Ответственность, как и свобода, целостна. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экономической, эстетической. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность. Ответственность – это регулятор поступков личности, внутренняя пружина дисциплины и самодисциплины человека, не позволяющая рассматривать и использовать свободу как вседозволенность. Именно такого рода связь свободы и ответственности отражает объективный конкретно исторический характер взаимоотношения между личностью и обществом.
Свобода и ответственность всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне (границах) развития его свободы и ответственности. Человек не обладает абсолютной свободой, а, следовательно, и ответственностью, какой бы силой духа, стремлений и желаний их реализовать он не обладал. Его свобода, а значит и ответственность, всегда относительны, зависимы, переменны и обладают определенной мерой – пределами возможностей их осуществления.
Мера свободы и ответственности зависят от объективных условий жизнедеятельности личности, равно как и от нее самой, ее целей, которые она ставит перед собой и которые претворяет в своей деятельности. Личность не просто выбирает цели из того, что ей предлагает общество, она выбирает их с позиций своих возможностей реализовать эти цели именно в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Реальные возможности личности в выборе и действиях, хотя и могут быть предельно широкими, тем не менее, не могут быть безграничными. Это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только ситуационно. Личность может со знанием дела и ответственностью делать выбор из множества самых разных вариантов и осуществить автономное действие только в рамках своей конкретной деятельности и на ее основе. Выход человека за рамки ситуации своей конкретной деятельности обязывают его овладеть новым знанием дела, чтобы действовать свободно. Свобода многогранна, а поэтому для личности нет предела в овладении ее разными видами и гранями. В этой связи можно говорить об экономической, политической, духовной свободе, разных уровнях их достижения личностью.
Человеческий опыт и наука показывают, что даже самые, на первый взгляд, иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли – это абстракция реального процесса формирования волевого акта человека.
Таким образом, проблема свободы, включающая в себя проблему познания, морали и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое теорию познания, этику и социальную философию.

Добавить комментарий