Практическая работа Тема: Составление сравнительной таблицы отличий философской ,научной и религиозной истин.
Практическая работа
Тема: Составление сравнительной таблицы отличий философской ,научной и религиозной истин.
1)Цель :составить сравнительную таблицу отличий философской ,научной и религиозной истины.
2)Теоретический ,справочно-информационный материал по теме занятия.
• Истина- правильное ,адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
• Заблуждение- неадекватное ,недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искажённый результат познания.
• Относительная истина- неполное, приближенное знание ,которое дополняется в процессе дальнейшего познания.
• абсолютной истиной- называется такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания.
Истина всегда :1)конкретна(т.е абстрактной истины не существует)
2)объективна (по содержанию),т.е не зависит от познающего субъекта.
3) субъективна, т.к вне сознания её не существует.
В современной философии выделяют три концепции истины:
• Концепция соответствия ,согласно которой истинами является высказывания соответствующей действительности.
• Прагматическая концепция истины ,в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными.
• Прагматическая концепция истины в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике .
Наука-среда человеческой деятельности ,функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.
религия-мировоззрение и мироощущение ,а также соответствующее поведение ,определяемой верой в существование Бога.
Философия-(от греч. люблю мудрость)-любовь к истине.
3)Рекомендации стyдентам по подготовке к занятию.
Для подготовки к занятию изучите:
1)Горелов А.А.Основы философии: Учебник М.:Академия,2010,гл.15.Философия и наука .стр.161-168;гл.16.Отличия философии от искусства, религии, идеологии.стр168-177.
2)Моисеева. Н.А, Сороковикова В.И. Философия."Питер."2009,модуль 5. Основы философского понимания мира &53.Философское учение о познании. стр 158-164.
4)Практические задания, упражнения.
1)Что на ваш взгляд ,является антиподом истины: ложь, заблуждение, ошибка? Или ещё " что-то ещё". Объясните, используя эти понятия ,особенности процесса познания.
Чем отличается истина от лжи, заблуждения, ошибки? Как можно определить истину от заблуждения?
2)Попробуйте объяснить:
В чём сходство и различие между истиной и правдой?
3)Попробуйте объяснить : в чём различие между знанием и верой ?(под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера?)
4)Как вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
• ...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания ,умножает скорбь.(библейский проповедник Экклезиаст)
• Знание-сила(Ф.Бэкон)(сравните:"Знать больше сегодня- значит быть более сильным завтра"(Э.Теллер.)
5)Прокомментируйте следующее утверждение, принадлежащие Гегелю:
Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Дайте развёрнутый ответ, приведите примеры.
6)Задания стyдентам для самостоятельной работы.
• В чём сходство и различия между философией и религией?
• Каких вы знаете учёных, которые были одновременно философами?
• как относятся философия и религия к проблеме смерти?
• в каком смысле ложь говорит о художнике-философе?
• В.Г .Белинский писал что, дурное ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины "Как называется это качество истины?
• Прокомментируйте следующее утверждение :"Познать мир до конца- это было бы чудом сосчитанной бесконечности".
• Истина не даётся нравственно ущербному человеку -писал русский религиозный мыслитель, представитель славянофильства И.В.Киреевский.
С какой особенностью русской философии связано это суждение?
Согласны ли вы с ним?
Разве безнравственные люди не познают мир?
Почему для постижения истинного знания важно нравственная сторона дела?
Сравните это высказывание Киреевского с суждением французского писателя Рабле: "Знание без совести- погибель души".
6)Контрольные вопросы , тесты ,задания по теме.
• Каковы характерные черты науки?
• В чём сходство и различия между философией и наукой?
• Следует ли принимать за истину то, что общепринято?
• Прокомментируйте высказывание Т.Бэкона "Истина-дочь времени, а не авторитета."
• Наука отражает мир в виде:
а) понятий, принципов, законов
б) художественных образов
в) религиозных догматов.
• Что такое истина?
а) знание, соответствующие предмету действительности и своему понятию.
б) рациональное знание ,описывающие опыт.
в) знание, которое подтверждается опытом.
• Раздел философии, основной категорией которого выступает "истина"
а) онтология
б) гносеология
в) эстетика
г) аксиология
Тема: Составление сравнительной таблицы отличий философской ,научной и религиозной истин.
1)Цель :составить сравнительную таблицу отличий философской ,научной и религиозной истины.
2)Теоретический ,справочно-информационный материал по теме занятия.
• Истина- правильное ,адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
• Заблуждение- неадекватное ,недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искажённый результат познания.
• Относительная истина- неполное, приближенное знание ,которое дополняется в процессе дальнейшего познания.
• абсолютной истиной- называется такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания.
Истина всегда :1)конкретна(т.е абстрактной истины не существует)
2)объективна (по содержанию),т.е не зависит от познающего субъекта.
3) субъективна, т.к вне сознания её не существует.
В современной философии выделяют три концепции истины:
• Концепция соответствия ,согласно которой истинами является высказывания соответствующей действительности.
• Прагматическая концепция истины ,в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными.
• Прагматическая концепция истины в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике .
Наука-среда человеческой деятельности ,функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.
религия-мировоззрение и мироощущение ,а также соответствующее поведение ,определяемой верой в существование Бога.
Философия-(от греч. люблю мудрость)-любовь к истине.
3)Рекомендации стyдентам по подготовке к занятию.
Для подготовки к занятию изучите:
1)Горелов А.А.Основы философии: Учебник М.:Академия,2010,гл.15.Философия и наука .стр.161-168;гл.16.Отличия философии от искусства, религии, идеологии.стр168-177.
2)Моисеева. Н.А, Сороковикова В.И. Философия."Питер."2009,модуль 5. Основы философского понимания мира &53.Философское учение о познании. стр 158-164.
4)Практические задания, упражнения.
1)Что на ваш взгляд ,является антиподом истины: ложь, заблуждение, ошибка? Или ещё " что-то ещё". Объясните, используя эти понятия ,особенности процесса познания.
Чем отличается истина от лжи, заблуждения, ошибки? Как можно определить истину от заблуждения?
2)Попробуйте объяснить:
В чём сходство и различие между истиной и правдой?
3)Попробуйте объяснить : в чём различие между знанием и верой ?(под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера?)
4)Как вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
• ...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания ,умножает скорбь.(библейский проповедник Экклезиаст)
• Знание-сила(Ф.Бэкон)(сравните:"Знать больше сегодня- значит быть более сильным завтра"(Э.Теллер.)
5)Прокомментируйте следующее утверждение, принадлежащие Гегелю:
Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Дайте развёрнутый ответ, приведите примеры.
6)Задания стyдентам для самостоятельной работы.
• В чём сходство и различия между философией и религией?
• Каких вы знаете учёных, которые были одновременно философами?
• как относятся философия и религия к проблеме смерти?
• в каком смысле ложь говорит о художнике-философе?
• В.Г .Белинский писал что, дурное ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины "Как называется это качество истины?
• Прокомментируйте следующее утверждение :"Познать мир до конца- это было бы чудом сосчитанной бесконечности".
• Истина не даётся нравственно ущербному человеку -писал русский религиозный мыслитель, представитель славянофильства И.В.Киреевский.
С какой особенностью русской философии связано это суждение?
Согласны ли вы с ним?
Разве безнравственные люди не познают мир?
Почему для постижения истинного знания важно нравственная сторона дела?
Сравните это высказывание Киреевского с суждением французского писателя Рабле: "Знание без совести- погибель души".
6)Контрольные вопросы , тесты ,задания по теме.
• Каковы характерные черты науки?
• В чём сходство и различия между философией и наукой?
• Следует ли принимать за истину то, что общепринято?
• Прокомментируйте высказывание Т.Бэкона "Истина-дочь времени, а не авторитета."
• Наука отражает мир в виде:
а) понятий, принципов, законов
б) художественных образов
в) религиозных догматов.
• Что такое истина?
а) знание, соответствующие предмету действительности и своему понятию.
б) рациональное знание ,описывающие опыт.
в) знание, которое подтверждается опытом.
• Раздел философии, основной категорией которого выступает "истина"
а) онтология
б) гносеология
в) эстетика
г) аксиология