Практическое занятие Тема: Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.
Практическое занятие
Тема: Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.
1. Цель: научиться определять особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.
2. Теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия: Основные направления философии эпохи Возрождения:
●Гуманистическое (XIV-XV в.) представите ли: Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Лоренцо Валли и др.) ставило в центре внимании человека, воспевало его достоинство, величие и могущество иронизировало над догматами церкви.
●Неоплатоническое( XVI-XVII в.) представители: Николай Кузанский Парацельс и др.) развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма.
●Натурфилософское( нач.XVI-XVII в.) представители: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. и др.) пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе, основах мироздания, опирались на астрономические и научные открытия.
●Реформационное(XVI-XVII в.) представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ж. Кальвин и др.) стремились пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и церковью.
●Политическое (XV-XVI в. (Николо Макиавелли) – изучали проблемы управления государством, поведение правителей.
●Утопическо- социалистическое (XVI-XVII в.) представители Томас Мор, Томмазо Компанелла) искали идеально фантастические формы построения общества и государства основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Основные направления гносеологии Нового времени:
●Эмпиризм (представители: Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс) направление, которое все познание выводит из чувственного опыта.
●Рационализм (представители: Ф. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) направление утверждающее, что разум лежит в основе познания.
●Сенсуализм (представители Д. Локк, Д. Юм) направление, согласно которому все знания о мире протекают из ощущения.
●Агностицизм( представители Д. Юм, И. Кант) направление, отрицающее возможность познания обьективного мира.
3. Рекомендации стyдентам по подготовке к занятию:.
Для подготовки к занятию изучите: Горелов А.А. Основы философии: учебник М.: Академия, 2010, глава 9 «Философия Нового времени.» стр. 92-103.
Философия. Пособие для подготовки к экзаменам( под ред. Якушева.А.В.)
М. 2009, стр.63-76.
4. Практические задачи, задания, упражнения.
1. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?
2. В чем суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени?
3. Какие произведения великих художников Ренессанса Вам наиболее близки? За что Вы их цените?
4. В чем мыслители Нового времени видели назначение и смысл философии?
5. Раскройте сущность теории врожденных идей Р. Декарта. Проанализируйте возрожение против неё Д. Локка.
5. Задания стyдентам для самостоятельной работы.
1. На каком основании XVII век называют «веком гениев»?
2.Каковы характерные черты онтологии Нового времени?
3.Как вы оцениваете тезис: «Цель оправдывает средства». Ответ аргументируйте.
4.Раскройте основные идеи философии XVII в?
5. В чем значение философии Нового времени?
6.В чем недостатки философии Нового времени?
Контрольные вопросы, тесты, задания по теме.
1.В чем особенности философии эпохи Возрождения?
2.В чем специфика новоевропейской философии?
3.Определяющее значение для философии Нового времени имела:
А) развитие протестантизма, как нового направления мирового христианства
Б) формирование наук, в первую очередь, естественных
В) становление абсолютной монархии
Г) подъем народного и революционного движения.
4.Социальная утопия Ф. Бэкона совершенно определенно возрождала идеи:
А) Сократа
Б) Платона
В) Аристотеля
Г) Мора
5. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это:
А) развитие человеческого духа
Б) достижение славы и власти
В) общественная польза и улучшение жизни людей
Г) окончательное разрешение ученых споров и обретение истины.
6. Философия Р. Декарта сыграла значительную роль в становлении:
А) диалектического материализма
Б) механического естествознания
В) объективного идеализма
Г) протестантской теологии.
7. Согласно Д. Локку основой всякого познания является:
А) ощущение
Б) мысль
В) интуиция
Г) опыт.
Тема: Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.
1. Цель: научиться определять особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.
2. Теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия: Основные направления философии эпохи Возрождения:
●Гуманистическое (XIV-XV в.) представите ли: Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Лоренцо Валли и др.) ставило в центре внимании человека, воспевало его достоинство, величие и могущество иронизировало над догматами церкви.
●Неоплатоническое( XVI-XVII в.) представители: Николай Кузанский Парацельс и др.) развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма.
●Натурфилософское( нач.XVI-XVII в.) представители: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. и др.) пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе, основах мироздания, опирались на астрономические и научные открытия.
●Реформационное(XVI-XVII в.) представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ж. Кальвин и др.) стремились пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и церковью.
●Политическое (XV-XVI в. (Николо Макиавелли) – изучали проблемы управления государством, поведение правителей.
●Утопическо- социалистическое (XVI-XVII в.) представители Томас Мор, Томмазо Компанелла) искали идеально фантастические формы построения общества и государства основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Основные направления гносеологии Нового времени:
●Эмпиризм (представители: Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс) направление, которое все познание выводит из чувственного опыта.
●Рационализм (представители: Ф. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) направление утверждающее, что разум лежит в основе познания.
●Сенсуализм (представители Д. Локк, Д. Юм) направление, согласно которому все знания о мире протекают из ощущения.
●Агностицизм( представители Д. Юм, И. Кант) направление, отрицающее возможность познания обьективного мира.
3. Рекомендации стyдентам по подготовке к занятию:.
Для подготовки к занятию изучите: Горелов А.А. Основы философии: учебник М.: Академия, 2010, глава 9 «Философия Нового времени.» стр. 92-103.
Философия. Пособие для подготовки к экзаменам( под ред. Якушева.А.В.)
М. 2009, стр.63-76.
4. Практические задачи, задания, упражнения.
1. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?
2. В чем суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени?
3. Какие произведения великих художников Ренессанса Вам наиболее близки? За что Вы их цените?
4. В чем мыслители Нового времени видели назначение и смысл философии?
5. Раскройте сущность теории врожденных идей Р. Декарта. Проанализируйте возрожение против неё Д. Локка.
5. Задания стyдентам для самостоятельной работы.
1. На каком основании XVII век называют «веком гениев»?
2.Каковы характерные черты онтологии Нового времени?
3.Как вы оцениваете тезис: «Цель оправдывает средства». Ответ аргументируйте.
4.Раскройте основные идеи философии XVII в?
5. В чем значение философии Нового времени?
6.В чем недостатки философии Нового времени?
Контрольные вопросы, тесты, задания по теме.
1.В чем особенности философии эпохи Возрождения?
2.В чем специфика новоевропейской философии?
3.Определяющее значение для философии Нового времени имела:
А) развитие протестантизма, как нового направления мирового христианства
Б) формирование наук, в первую очередь, естественных
В) становление абсолютной монархии
Г) подъем народного и революционного движения.
4.Социальная утопия Ф. Бэкона совершенно определенно возрождала идеи:
А) Сократа
Б) Платона
В) Аристотеля
Г) Мора
5. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это:
А) развитие человеческого духа
Б) достижение славы и власти
В) общественная польза и улучшение жизни людей
Г) окончательное разрешение ученых споров и обретение истины.
6. Философия Р. Декарта сыграла значительную роль в становлении:
А) диалектического материализма
Б) механического естествознания
В) объективного идеализма
Г) протестантской теологии.
7. Согласно Д. Локку основой всякого познания является:
А) ощущение
Б) мысль
В) интуиция
Г) опыт.