Практическое занятие Тема: Философия о глобальных проблемах современности
Практическое занятие
Тема: Философия о глобальных проблемах современности
1. Цель: выяснить роль философии в решении глобальных проблем современности.
2. Теоретический, справочно-информационный материал по теме занятия
1. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
2. Футурология – наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов.
3. «Римский клуб» - международная, неформальная организация ученых, созданная в 1968 году итальянским ученым А. Печчеи, одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества.
4. Глобальными называют следующие проблемы:
• надвигающаяся экологическая катастрофа, связанная с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками
• демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты
• экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными странами
• военная опасность
3. Рекомендации стyдентам по подготовке к занятию
Для подготовке к занятию изучите:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учебник, М.: Академия, 2010. Глава 17. Философия и глобальные проблемы современности. стр. 177-185
2. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия. “Питер”, 2009, Модуль 8. Философское осмысление глобальных проблем современности § 8.3. “Философский клуб и исследование глобальных проблем.” стр. 250-260.
4 Практические задания, упражнения.
1.Предложите, исходя из идеалов ненасилия и ответственности перед миром, представляющих новую стратегию выживания, возможные сценарии решения глобальной экологической проблемы, предотвращение глобальных военных конфликтов и угрозы самоуничтожения человечества в результате ядерной войны?
2. Какие проблемы современного мира являются предметом философского анализа?
3. Ортега – и – Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя как самый убогий из всех, плывет по течению. Прокомментируйте высказывания испанского философа.
5. Задания стyдентам для самостоятельной работы.
1.Какие именно исследования проводились Римским клубом?
2.Как связаны между собой глобальные проблемы?
3.В чем состоит глобальный кризис наших дней? Что угрожает современному человечеству?
4.Каковы возможные выходы из кризиса?
5.Что писали о взаимодействии человека с природой философы древности, средних веков, нового времени?
6.Что такое глобальный экономический кризис?
7.В чем его причины?
8.Каковы его особенности?
9.В чем разница между реальными и потенциальными экологическими последствиями НРТ?
10.каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы?
6.Контрольные вопросы, тесты, задания по теме.
1.Говоря о будущем, нельзя забывать о том, что на земле нет единой общепланетарной цивилизации.
В мире в начале XXIв сосуществуют высокотехнологичные культуры западных стран, гораздо менее “продвинутые” общества переходного типа, патриархальные культуры, а также многочисленные архаические (первобытные) общества. Может ли быть у такого человечества единое будущее на ближайшие 100 лет?
Тема: Философия о глобальных проблемах современности
1. Цель: выяснить роль философии в решении глобальных проблем современности.
2. Теоретический, справочно-информационный материал по теме занятия
1. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
2. Футурология – наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов.
3. «Римский клуб» - международная, неформальная организация ученых, созданная в 1968 году итальянским ученым А. Печчеи, одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества.
4. Глобальными называют следующие проблемы:
• надвигающаяся экологическая катастрофа, связанная с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками
• демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты
• экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными странами
• военная опасность
3. Рекомендации стyдентам по подготовке к занятию
Для подготовке к занятию изучите:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учебник, М.: Академия, 2010. Глава 17. Философия и глобальные проблемы современности. стр. 177-185
2. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия. “Питер”, 2009, Модуль 8. Философское осмысление глобальных проблем современности § 8.3. “Философский клуб и исследование глобальных проблем.” стр. 250-260.
4 Практические задания, упражнения.
1.Предложите, исходя из идеалов ненасилия и ответственности перед миром, представляющих новую стратегию выживания, возможные сценарии решения глобальной экологической проблемы, предотвращение глобальных военных конфликтов и угрозы самоуничтожения человечества в результате ядерной войны?
2. Какие проблемы современного мира являются предметом философского анализа?
3. Ортега – и – Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя как самый убогий из всех, плывет по течению. Прокомментируйте высказывания испанского философа.
5. Задания стyдентам для самостоятельной работы.
1.Какие именно исследования проводились Римским клубом?
2.Как связаны между собой глобальные проблемы?
3.В чем состоит глобальный кризис наших дней? Что угрожает современному человечеству?
4.Каковы возможные выходы из кризиса?
5.Что писали о взаимодействии человека с природой философы древности, средних веков, нового времени?
6.Что такое глобальный экономический кризис?
7.В чем его причины?
8.Каковы его особенности?
9.В чем разница между реальными и потенциальными экологическими последствиями НРТ?
10.каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы?
6.Контрольные вопросы, тесты, задания по теме.
1.Говоря о будущем, нельзя забывать о том, что на земле нет единой общепланетарной цивилизации.
В мире в начале XXIв сосуществуют высокотехнологичные культуры западных стран, гораздо менее “продвинутые” общества переходного типа, патриархальные культуры, а также многочисленные архаические (первобытные) общества. Может ли быть у такого человечества единое будущее на ближайшие 100 лет?