Яндекс.Метрика

Последние материалы

Особенности развития русской философии XX века. Экзистенциализм и персонализм Н. Бердяева. Русский космизм. Марксистская философия в России.

Особенности развития русской философии XX века. Экзистенциализм и персонализм Н. Бердяева. Русский космизм. Марксистская философия в России.

1. Экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева
Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — русский религиозный философ XX в. Мировоззрение представляет собой персоналистическую разновидность экзистенциальной философии, т. е. философии человеческого существования (Проблемы личности, свободы и творчества, смысла жизни и смерти). По Бердяеву, «личность вообще первичнее бытия», бытие — воплощение причинности, необходимости, пассивности, дух — начало свободное, активное, творческое. Личность, прежде всего, категория религиозного сознания, и поэтому проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть понято лишь в ее отношении к Богу.
Косми́зм — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом.
Русский космизм — мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Русский космизм намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя — чувствующих и мыслящих существ. Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.
Николай Фёдоров К. Э. Циолковский В. И. Вернадский А. Л. Чижевский И. А. Ефремов
Марксистская философия в России и СССР
Наиболее видными марксистами в России были Г. В. Плеханов (1856 — 1918) и В. И. Ленин (1870 — 1924).
Г. В. Плеханов — энциклопедически образованный ученый, крупный философ, исследователь в области экономики, социологии, эстетики, этики. Обосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал и конкретизировал его отдельные вопросы, особенно в области социальной философии: о роли народных масс и личности в истории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д. Он считал, что ключ к раскрытию существа социальных явлений нужно искать не в природе отдельных индивидов, а в тех отношениях, в которые они вступают в процессе производства. К Октябрьской революции отнесся крайне отрицательно.
В. И. Ленин разработал марксизм в позитивном плане, в его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной философии — о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов и т.п.
Проблема материи. В. И. Ленин проанализировал это понятие и дал ему гносеологическое определение. «Материя, — отмечал он, — есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им».
Проблема истины. Истина, писал он, это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества .
Понятия «марксистская философия» и «советская философия» (или «философия СССР») не являются тождественными. Во-первых, термин «марксизм» преимущественно связан с политической экономией К. Маркса, с его «Капиталом». У самого Маркса нет однозначной связи его философских идей. Конечно, в СССР господствовавшим мировоззрением стал марксизм, поскольку он был на вооружении Коммунистической партии и его использовали для идеологического оправдания существовавшего в течение ряда десятилетий политического режима.

Добавить комментарий