Яндекс.Метрика

Последние материалы

социально-философская мысль народников

социально-философская мысль народников

Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия «народническая философия», «философия народничества» и т. д.
Социальная философия революционного народничества, оставившая глубокий след в истории русского освободительного движения и всего духовного развития нашей страны, представлена не только концепциями Н.Г.'Чернышевского, А.И.Герцена, М.А.Бакунина, П.Н. Ткачева, П.Л.Лаврова и других теоретиков, но и воззрениями революционных народников российской провинции, глубоко уверенных в том, что судьба России будет решаться не в столицах и не на уровне теоретических дискуссий, а в ходе революционной практики в различных регионах Отечества. Учитывая, что остается неизученным ряд проблем, затрагивающих идейные позиции практиков революционного народничества, и не получили должного рассмотрения пути и мотивы формирования их мировоззрения представляется возможным и необходимым подвергнуть историко-^1лосо$ском51 анализу социальные воззрения членов оренбургского народнического кружка как субъекта революционного движения затрагиваемого периода.
Известно, что в начале XIX в. в России движение революционного народничества приобретает массовый характер, возникшие революционные группы отличались пестротой социального состава
и противоречивостью идейных позиций, которые тяготели к эклектическому сочетанию идей различных социально-философских направлении: либерализма, народнической идеология, позитивизма, марксизма и так далее. Кроме того, в мировоззренческой системе практического народничества присутствовало чрезвычайно много индивидуального, особенного, обусловленного региональной спецификой.
Примером такого сочетания является идейная платформа оренбургского народнического кружка /1872 - 1874/.
Социально-философские воззрения оренбургского народничества, противоречивый характер их становления и развития были типичнда явлением для рРосеии 60-70-х гг. XIX в,, так как в этот период повсеместно возникали революционно-народнические группы, объединявшие стyденческую и учащуюся молодежь.
Таким образом, посредством изучения генезиса духовного процесса провинциальной интеллигенции, с одной стороны, можно воссоздать определенную часть картины развития русской общественной мысли исследуемого периода, а, с другой стороны, проследить характер ее влияния на.формирование провинциального сознания.
Оренбургские народники в своих социально-философских построениях дали собственную трактовку проблемам революции, сущности и функций государства, форм правления, юридической оснащенности власти и другим социальным вопросам*. Обращение к этим трактовкам и их анализ вполне оправданы тем, что становление государственности в современной России отмечено многочисленными социальными конфликтами, предполагающими различные подходы к своему разрешению, в том числе и те, которые предлагали в свое время и оренбургские народники.

Добавить комментарий