Яндекс.Метрика

Последние материалы

Теория познания и принципы естественного права в философском учении Т.Гоббса и Д. Локка.

Теория познания и принципы естественного права в философском учении Т.Гоббса и Д. Локка.

Гоббс отрицает существование врождённых идей, с которых исходила и в сфере которых вращалась рациональная философия картезианцев. Он считает, что познание окружающей природы начинается с ощущений. Окружающие нас тела проявляют себе через свои акциденции (разнообразные, случайные проявлени): покой, движение, цвет, твердость и множество других внешних форм. Акциденции, писал Гоббс, “есть форма под которой окружающие нас тела представляются нам (воздействуют на нас); ... есть способность тела, благодаря наличию которой они (тела) заявляют нам o ceбe... Мы, следовательно, определяем акциденцию как форму нашого восприятия внешного нам тела”. Воздействие внешнего объекта, тела, через наши нервы переносится внутрь нашего организма к мозгу и сердцу. Воспринимая эти импульсы от внешних предметов, человек составляет себе представление о самих предметов. Гоббс при этом предостерегает от отождествления наших ощущений с внешними предметами. Видимое через наши глаза Солнце, пишет он, - это не то Солнце, которым оно есть само пo ceбe, вне наших ощущений.
Знание природы только через ощущение помогает человеку ориентироваться в окружающей действительности, но оно не дает подлинного знания. Знание через ощущение присуще, по Гоббсу, и животным. Но человек должен идти дальше восприятия мира через ощущения. По Гоббсу, познание бытия вещи, основанное на ощущении и воспоминании, предшествует познанию сущности вещей, которого мы достигаем только при помощи разума в философии. Подлинное и наивысшее знание даёт человеку только философия. “Метод в изучении философии, - писал он, - есть поэтому кратчайший путь к тому, чтобы на основании знания причин придти к познанию их действий и на основании знания действий придти к познанию их причин”.
Далее философ пытается проследить путь, который в процессе познания проходит человек от ощущений к познанию истинного положения вещей. Путь этот, по Гоббсу, пролегает через метки, знаки, имена и силлогизмы (умозаключения).
Чувства дают человеку информацию о последовательности происходящих событиях, о причинных связях между ними. Любое звено этой устойчивой связи может служит МЕТКОЙ,которая вызывает в памяти воспоминания об этой цепи событий и служит сигналом грядущих явлений. Для того, чтобы эти метки можно было передать другим, они, метки, обязательно должны быть как-то обозначены должны приобрести форму ЗНАКОВ. Разница между метками и знаками в том, что первые имеют значения для нас самих, а вторых – предназначены для других, для всех.
Знаками субъективных меток стают ИМЕНА. Фунцию знаков, передающих знания одного человека другим, имена выполняют только в том случае, если их выстраивают в определенном порядке, то есть если при помощи их передают мысль, рассуджают, мыслят.
Выдающийся английский философ, педагог, ученый, врач и политик Джон Локк. Исследователи истории развития философской мысли единодушно называют его творцом первой завершенной философской теории познания. В своем основном философском произведении «Опыт о человеческом разуме» он пишет: «Моя цель состоит в исследовании происхождения, достоверности и меры охвата человеческого познания». Мы можем сказать, что эта цель была основной целью философского творчества Джона Локка. «На мой взгляд, - пишет он, - первый шаг к разрешению различных (философских) вопросов, которые человеческая душа способна исследовать, состоит в обследовании нашего собственного разума, изучение его сил и усмотрении того, к каким вещам он способен… в определении границ между доступными и недоступными сторонами познаваемых нами вещей». Только таким образом нам удается «найти взаимосвязь между предполагаемыми мнениями и научными знаниями».

Добавить комментарий