Яндекс.Метрика

Последние материалы

Сознание, самосознание и личность. Структура и формы общественного сознания.

Сознание, самосознание и личность. Структура и формы общественного сознания.

Современная психология определяет сознание как внутреннюю модель внешнего мира. Благодаря этой модели и становится возможным осознанное поведение человека. Наиболее качественной особенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося в своем отношении вершиной психического отражения.
Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание, отношение к предмету.
Невозможно принять и познать Мир, не вычленив в нем себя и свое субъективное “Я” из отраженного мира.наличие сознания позволяет нам находить, выделять и систематизировать объективные, устойчивые свойства мира. Без участия сознания нереально истинное, человеческое познание, хотя одно не исчерпывается другим.
Тема о происхождении, природе и сущности сознания всегда была одной из центральной и дискуссионной для психологии и философии. Существует классическая диалектико-материалистическая конструкция, согласно которой “бытие определяет сознание”. Данная схема одинаково действенна и в обратном направлении: сознание непременно определяет бытие человека. Суть человеческого бытия заключается во взаимодействии и общении индивида с другими людьми.
САМОСОЗНАНИЕ
Интерес человека к себе, к своему “Я”, издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, именно из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением o ceбe (“образ “Я””) и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок представляется любопытным в связи с формированием жизненной позиции личности.
Вопрос самосознания человека чрезмерно сложен. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют в разных ракурсах: как он воспринимает себя, как он представляет идеальное своего “Я”, каким это “Я” предстает в глазах других людей и т.д.
Что же такое самосознание? Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И. С. Кон дает следующее определение: “Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ “Я””
Как уже говорилось, что образ “Я” — ни неизменное, а очень динамическое образование личности. Образ “Я” может переживаться как представление o ceбe в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”. Но образ “Я” одновременно и “идеальное Я” субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и “фантастическое Я” — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Конечно же, что преобладание в структуре личности фантастических представлений o ceбe, не сопровождающихся поступками, которые могли способствовать осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека.
САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ
Мера адекватности образа “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Именно при помощи самооценки осуществляется регуляция поведения личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа “Я”, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой).
Исследования показывают, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между архитрудными и чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Структура общественного сознания, его основные уровни и формы
В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: 1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внеш¬ней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.
2. Общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируе¬мое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфи¬ка и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и не¬которых психических особенностях.
3. Общественная идеология — концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивает¬ся отношение людей к социальной действительности.
Таким образом, общественная идеология — систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идео¬логия — сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее про¬граммы действий и механизмы распространения идеологичес¬ких установок в массах.
Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные крите¬рии их разграничения:
1.По предмету отражения — наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).
2.По формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов.
3.По выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познаватель¬ные, мораль — нравственные и т.п.
4.По общественной роли. Наука — «локомотив» прогресса,
религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство—в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.
Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодей¬ствия общественного бытия и общественного сознания.

Добавить комментарий