Яндекс.Метрика

Последние материалы

Социальная обусловленность сознания. Сознание и язык.

Социальная обусловленность сознания. Сознание и язык.

Социальная обусловленность сознания.
Сознание- атрибут человека как существа соц-го (имеет соц. сущность). Ребенок попал к животным, но остался жив, но он не обретал сознания и не становился человеком. Сознание обретается под влиянием соц. среды. Огромное значение в форм-нии сознания имеет овладение языком. С. и язык неразрывно связаны. Язык- средство общения людей; общ-ное достояние, но в языке заключено идеальное содержание, опред. смысл (этот смысл идеален). Осваивая язык, ребенок осваивает и это идеальное, поэтому форм-ся сознание. Ведь большинство предметов созданы самими людьми и несут опред. идеальные смыслы и цели. Эти вещи есть как бы математич. воплощение человеч. смыслов, и ребенок, входя в предметный мир культуры, раскрывает для себя эти смыслы. Все это развитие происходит в общении с др. людьми. Это подтверждает, что сознание имеет соц. сущность. При этом человек форм-ся как представитель своей культуры, своего времени. Он усваивает ценности, взгляды, верования, идеи своего общ-ва. Эти идеи и взгляды форм-ют его сознание как сознание человека культуры и времени. С. свойственно не только индивиду, но и общ-ву, классу, соц. группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производств.отношений, своих общих интересов и идеалов. Индивидуальое с.- это с. опред. индивида, человека. Но общ-во состоит из множества индивидов (не просто их сумма, а целостность, соц. организм, оно живет и развивается). Подобным образом общ-ное сознание не есть сумма индивид-ных сознаний, оно надындивид-но. Субъектом соц. сознания явл-ся само общ-во или та или иная соц. общность. Общий хар-р сознания выявляется в историч. фокусе зрения (в одну эпоху- одни взгляды и представления, в другую- другие). Констатируя это, мы подразумеваем сознание историч. эпохи, а не отдельных людей. Индивид же, рождаясь в опред. эпоху, своим случайным рождением становится человеком этой эпохи.

Добавить комментарий