Яндекс.Метрика

Последние материалы

Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика физического воспитания учащихся 10-11 классов» Тема: Влияние занятий горными лыжами на развитие координационных способностей детей 14-15 лет

 

 

СКАЧАТЬ:  

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика физического воспитания учащихся 10-11 классов»

 

 

Тема: Влияние занятий горными лыжами на развитие координационных способностей детей 14-15 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Ведение

Глава I. Анализ литературных источников

1.1 Возрастные особенности подростков 14-15 лет

1.2 Техническая подготовка горнолыжника

1.3 Характеристика координационных способностей

1.4 Задачи и методы развития координационных способностей

Глава II. Организация и методы исследования

2.1 Методы исследования

2.2 Организация исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Горнолыжный спорт очень популярен во всем мире. В России он также имеет свою широкую историю. Горнолыжный спорт это "технический" вид спорта и требует специальной подготовки для овладения специфическими приемами в виде спусков и поворотов на горных лыжах.

Проблема воспитания физических качеств является одной из главных в спортивной практике. В настоящее время доказано, что для достижения хороших результатов в любом виде спорта необходим высокий уровень физической подготовленности. Не является исключением в этом отношении горнолыжный спорт
Актуальность. Одной из важных, современных задач горнолыжного спорта является выделение ведущих качеств, от которых зависит успех, как начинающих, так и профессиональных горнолыжников при подготовке и выступлении на соревнованиях. При подготовке юных горнолыжников внимание следует уделять не только развитию силовых качеств, выносливости, скоростной выносливости, быстроты, но и такому важному в этот период качествам, как координация и ловкость движений, т.к. в данном виде спорта спортсмен должен преодолевать на большой скорости разные по рельефу трассы с неровностями и поворотами, а также должен уметь быстро и точно реагировать на любые изменения. Так, к примеру, развитие чувства скорости должно происходить в единстве с развитием координации движений и ловкости. Именно поэтому комплексная подготовка детей в горнолыжном спорте залог хороших результатов на соревнованиях.
Но на данный момент существует проблема форсирования тренировочных нагрузок, несоблюдение принципов развития физических способностей, а также во время учебно-тренировочного процесса многие тренера не учитывают возрастные особенности спортсменов.

 


Цель исследования: выявить особенности развития координационных способностей у детей 14-15 лет при занятиях горными лыжами, изучить и сделать подбор наиболее эффективных и современных средств и методов развития координационных способностей в данном виде спорта.

 

Задачи исследования:

1.Анализ научно-методической литературы по данной теме.

2.а2

3.а3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Анализ литературных источников.

1.1 Возрастные особенности подростков 14-15 лет

В данный период происходят сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе).Формируется половое влечение, резкие изменения состояний, настроения, реакций, неловкость, недостаточная координация движений, бурное и непосредственное выражение эмоций.Главная потребность этого возраста - потребность в общении со сверстниками. Общение - это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес ко всему только не к учебе.

Быстрыми темпами развивается мышечная система в период полового созревания. Повышается возбудимость, возрастает функциональная подвижность мышц. Они приобретают способность воспроизводить более высокий ритм раздражений. К 14-15 годам мышцы уже по своим свойствам достигает данные взрослых. Резкий скачок в увеличении общей массы мышц происходит в 13 лет. Изменяется диаметр мышечных волокон. Но функциональные возможности мышц еще значительно ниже, чем у взрослых. Производительность работы в единицу времени у 14-15 летних составляет 65-70% от производительности взрослых. В этом возрасте в основном заканчивается развитие иннервационного аппарата мышц, координации движений. Становится возможным длительное выполнение тонкодифференцированных движений.

Перестройка в структуре скелетных мышц не может не сказаться на мышечной работоспособности. Отмечается некоторое увеличение возможностей подростков при выполнении циклической работы, особенно в зонах большой и умеренной мощности, т.е. при таких нагрузках, где главным источником энергии служит аэробный процесс. Растет мощность, которую может развивать подросток за счет аэробики, растет и длительность непрерывного удержания нагрузки такой мощности, т.е. объем работы. На этой стадии полового созревания эффективны тренировки общей выносливости, однако надо помнить, что пубертатные перестройки в организме еще далеки от завершения и следует соблюдать осторожность в наращивании интенсивности и объема тренировочных занятий. С другой стороны, тренировка силовых и скоростно-силовых качеств в этот период неэффективна, и применение таких нагрузок в урочной и неурочной формах должно быть мало. В этом возрасте происходит созревание быстрых скелетно-мышечных волокон и нервных спинальных центров, управляющих их сокращением значительно уменьшает время двигательных реакций, позволяет совершенствовать ловкость и другие проявления координации движения.

В данном возрасте завершается диффиренциация сердца и оно по своим структурным показателям ,кроме размеров, становится подобным сердцу взрослого человека. Нужно помнить, что нередко в период полового созревания происходит нарушение в гармонии роста массы и тотальных размеров тела и увеличением размеров сердца, это чаще всего возникает у подростков с акселерированным типом развития. В этих случаях деятельность сердца отличается малой экономичностью, недостаточным функциональным резервом и снижением адаптационных возможностей к физическим нагрузкам.

 

 

 

 

1.2 Техническая подготовка горнолыжника

В программу Олимпийских игр по горнолыжному спорту включены 10 видов соревнований, среди которых скоростной спуск, слалом, слалом-гигант, супер-гигант и комбинация. Правила для всех видов одинаковы, но трассы разные. Всего разыгрывается 10 комплектов наград .

Слалом- это самая зрелищная и техничная дисциплина. В слаломе число ворот у мужчин составляет 55-75, а у женщин 45-65. Максимальная дистанция от ворот до ворот 13 метров, а ширина между воротами 4-6 метров. На соревнованиях спортсменам нужно преодолеть две трассы, сумма которых складывается в итоговый результат.

В слаломе-гиганте ворота на трассе расположенны дальше друг от друга, чем в слаломе. Ворот у мужчин должно быть 56-70, у женщин 46-58. минимальная дистанция между воротами 15 метров, ширина ворот 6-8 метров.

Супер-гигант уже представляет скоростную дисциплину. Перепад высот у мужчин 500-650 метров, у женщин 400-600.Дистанция между воротами не должна составлять меньше 30 метров. На прохождение трассы дается только одна попытка.

В скоростном спуске самые длинные трассы из всех видов горнолыжного спорта, спортсмены развивают самые высокие скорости до 160 км/ч. Скоростной спуск: перепад высот у мужчин - от 800 до 1100 м, у женщин - от 500 до 800 м. Спортсмены по одному проходят дистанцию один раз.

Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений, и двигательное умение переходит в навык, характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит, автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью.

Двигательное умение- степень овладения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов, нестабильностью итогов выполнения действия.

1.3 Характеристика координационных способностей

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным) имеют выраженные возрастные особенности.

Координация- процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательногонавыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

Поддвигательно-координационными способностямипонимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно)

В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одном случае более, а в других менее совершенной. В связи, с чем следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.

Координированностъ- есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного человека. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев, отражающих разнообразные координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.

 

В связи с этим координационные способности можно определить совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции. Если говорить о таком понятии, как ловкость, то оно не исчезло из методических пособий по физической культуре и спорту. Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Различие между координационными способностями и ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость - в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, которые требуют быстроты, находчивости, переключаемости движений. Из этого, ловкость следует рассматривать как способность человека искусно, успешно справиться с любой возникшей двигательной задачей, правильно, быстро, рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной и неожиданной ситуации. Ловкость - это сложное и комплексное психофизическое качество человека. Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложных координационных задач. Для решения этих задач человек должен быть готов и физически и психически. Хорошо развитое качество ловкости - одна из высших форм управления движениями.

 

1.4 Задачи и методы развития координационных способностей.

При развитии координационных способностей педагогам и тренерам приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления различными видами двигательных действий.

При развитии координационных способностей решаются следующие основные задачи:

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Данный подход широко используется в физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения занимающиеся пополняют свой двигательный опыт и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом, человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

2.Воспитательные способности перестраивают двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Данный методический подход находит большое применение в базовом физическом воспитании, также в игровых видах спорта и единоборствах.

3.Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Этот методический прием широко используется в ряде видов спорта(спортивных играх) и профессионально-прикладной физической подготовке.

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Излишняя напряженность мышц вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению быстроты, проявления силы, искажению техники и утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (координационной и тонической).

1.Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать:- упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; - разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; - массаж, сауну, тепловые процедуры; – плавание.

2.Координационная напряженность -неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления-.

Для преодоления координационной напряженности лучше использовать следующие приемы:

1)в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

2)применять на занятиях упражнения на расслабление, чтобысформировать у занимающихся четкое представление о напряженных ирасслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такиеупражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп снапряжением других; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению..

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся такие разновидности методических приемов, как:

•строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений);

•изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот)

•изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком, по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка)

•«зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой);

•выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

•выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод, предусматривающий выполнение упражнений в ограниченное время, или в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями.

 

Методические приемы для совершенствования статического и динамического равновесия.

Для разных типов равновесий используются такие методические приемы, как:

1)для позностатического равновесия:

—удлинение времени сохранения позы;

—исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;

—уменьшение площади опоры;

—увеличение высоты опорной поверхности;

—введение неустойчивой опоры;

—введение сопутствующих движений;

—создание противодействия (парные движения);

2)для динамического равновесия:

—упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);

—упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь — качели, лонжи, центрифуги, батут и другие тренажеры).

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Общая установка при занятиях «на координацию» должна исходить из следующих положений:

а)заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;

б)нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкостьмышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;

в)в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части;

г)интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;

д)воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация и методы исследования.

2.1 Методы исследования.

В данной работе будут использоваться следующие методы:

1.Анализ научно-методической литературы

2.Наблюдение

3.Тестирование

4.Педагогический эксперимент

5.Метод математической статистики

2.2 Организация исследования.

Исследование будет проходить по следующим этапам:

1-ый этап диагностический, он включает в себя:

- определение цели исследования

- постановку задач

- методы работы

- фиксирование полученных результатов

Для изучения координационных способностей горнолыжников 14-15 лет будет использован метод изучения и анализ литературных источников.

Анализ литературы будет связан с рассмотрением подвижного игрового метода и с особенностями проведения тренировки по подвижному игровому методу.

На 2-ом этапе будет проводиться анкетирование, в котором примут участие тренера по горным лыжам.

В педагогическом эксперименте будут рассмотрены показатели уровня развития координационных способностей горнолыжников 14-15 лет, которые будут использовать игровую методику, и горнолыжники, которые не будет заниматься по данной методике. До и после проведения эксперимента, сравнить данные показатели и сделать выводы.

Добавить комментарий