Яндекс.Метрика

Последние материалы

Французские просветители о человеке и обществе XVIII век.

Французские просветители о человеке и обществе XVIII век.

Просвещение:
- выход человечества из состояния младенчества (Кант).
- становление разума, разрывающего религиозные оковы.
Просвещение начинается с рассмотрения социальных и нравственных вопросов: как победить зло ?
Вольтер Франсуа Мари.
Основные положения работ:
1. антиклерикализм - антицерковность.
2. деизм - Бог мировой разум, создающий особый механизм - природу, дает ей законы развития , сообщает ей движение, а затем уже не вмешивается в ее существование.
3. критика провиденциализма. История - это не проявление воли бога, а творчество самих людей.
4. критика феодализма и деспотизма. Вольтер - сторонник просвещенной монархии.
Вольтер о нравственности.
Нравственность не нуждается в боге, есть другая основа нравственности - человеческий разум. Стремление к счастью - вот фундамент морали. Разумный человек , имея в виду собственное счастье, должен строить свои отношения с другими людьми так, как он хотел бы, чтобы они строили свои отношения с ним. Для властителей и для народа религия необходима. Лишь она может обеспечить нравственность в народной среде и удержать властителей от деспотизма. “Если бы Бога не было, его бы следовало выдумать”.
Шарль Луи Монтескье.
Онователь географического детерминизма. Природа подчинена законам, следовательно законам подчинена и история. Исторические законы коренятся в человеческом разуме, в идеях законодателей, но законодатель должен учитывать всевозможные условия, при которых складывается человеческое общество, а главное условие - это географическая среда.Различные типы общественного устройства определяет географическая Среда, которая неправомерно абсолютизируется.
Монтескье различает 3 формы правления:
1) деспотическая - не подчиненная никаким законам
2) монархическая - монарх подчиняется законам
3) республиканская.
Географическая Среда: климат (жаркий, умеренный, холодный) , почва (плодородная, неплодородная), величина территории (большая, средняя, маленькая).
Климат определяет психологию человека. Жаркий климат порождает аппатичных, ленивых, изнеженных, покорных, пророчных людей. Северяне энергичны, воинственны, храбры и свободолюбивы.
Географическая Среда формирует психологию, а она в свою очередь форму правления. Деспотизм неизбежен и для очень холодных стран особенно если они велики по размерам и имеют плодородную почву. Монархическое правление характерно для умеренного климата, для средних гос-в. Республиканское свойственно маленьким странам. Деспотизм основывается на чувстве чести, а республика на чувстве долга.
Жан Жак Руссо.
1) Руссо о социальном невенстве и способах его преодоления.
Два вида неравенства: социальное (плод общественного развития). физическое (неустранимо)
3 ступени общественного развития:
1. естественное состояние - естественное равенство (все люди равны; частная соблственность отсутствует; люди живут обособлено и нравственно они не испорчены).
2. Гражданское состояние характеризуется общественным неравенством. Экономическое развитие, сближение людей и появление частной собственности ведут к возникновениюнеравенства: бедные и богатые, господствующие и подвластные, рабы и господа.
3. Общественное равенство, которое обеспечивает гос-во в качестве царства разума. (граждане объединены, но свободны; каждый обладает небольшой частной собственностью. Власть принадлежит народу)
2). Теория общественного договора.
Теория договорного характера общества и гос-ва. В соответствие с этой теорией люди добровольно заключают соглашение о том типе общественного устройства, в которм они хотели бы жить.
3) Педагогическая концепция Руссо
В основе концепции так называемое естественное воспитание, т.е. воспитание согласное с природой, основанное на труде и на сочетании умственного и нравственного развития. Предполагает: свободу, цельность, гуманизмЯ, самостоятельность и индивидуализм.
Гегель(1780-1831)
1) Филисофские взгляды Гегеля.
Философия Гегеля - объективный идеализм, т.е. действительность по Гегелю - есть продукт саморазвития абсолютной идеи или мирового духа (бога). Абсолютная идея - процесс мышления, содержащий в себе все богатство бытия. Процесс мышления никому не принадлежит, пребывает вне материи, вне времени и вне пространства.Абсолютная идея - это само себя мыслящее мышление.
Самопознание: субъективное и объективное.
Мир существует и развивается по законам разума, но разум пребывает не вне мира, а внутри мира, как внутреннее содержание мира.
Логика - учение о сущности вещей.
Филисофская система Гегеля:
1)Логика - изучает идею в чистом виде. Или абсолютная идея в себе и для себя. Ступени самопознания: бытие, ничто, становление, качество, количество, тождество, различие, необходимость, случайность, возможность, действительность.
2).Философия природы - абсолютная идея, познав свое содержание в чистом виде, решает себя в виде природы. Ступени: механика, физика (свет, тепло), органика (ботаника, зоология, геология), механика (пространство, время, небесные тела, движение)
3) Философия духа - включает: человеческое сознание, общественное созн, индивидуальное созн, субъективный дух (антропология, психология, фенанология), объективный дух (гос-во, право, нравственность), абсолютный дух (искусство, религия, философия).
2). Гегель об истории.
История человечества - это процесс сознания свободы. Свобода составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно на протяжении тясачелетий познается.
Мировая история состоит из 3 эпох:
1. Восточная эпоха: человек, не осознал, что его сущность свобода . Все - рабы.
2. Античный мир: часть людей осознала свою свободу.
3. Германская (христианская): все свободны, но высшее воплощение свободы - государство, т.к. гос-во является высшим воплощением разума.
Славян считал народами не имеющими исторического будущего.
3). Гегель о гражданском обществе.
Гегель помещает гражданское общество между семьей и гос-вом. Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями. Это общество не зависит от гос-ва, но взаимодействует с ним.

Добавить комментарий