Яндекс.Метрика

Последние материалы

Учение Платона о человеке, обществе и государстве

Учение Платона о человеке, обществе и государстве
1. Определние философии
а) Аристотель: “Философия - это учение о превоналах и высших причинах всего сущего (?)
В сущем выделяется две части: 1. Природа - материальный мир, его изучает физика (2 философия). 2. Нематериальные сущности (превоначала и высшие причины) изучает метафизика (1 философия)
б) Ницше: “3 предмета исследования философии - бог, душа, мир, как целое. Задача ф-фии- ответить на 3 вопроса: что я могу узнать? что мне делать? на что я могу надеяться?”
в) Сов. философия: “Ф-фия - наука о наиболее общих законах природы, общ. и познания.”
г) Итоговое определение: “ Ф-фия - это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.”
д) Осн. вопрос ф-фии: “Это вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, духа к природе, об отношении психического и физического, субъективного и объективного.”
1) Что первично - материальное или духовное?” 2) Познаваем ли мир?
В зависимости от решения осн. вопроса ф-фы делятся на- материалистов, идеалистов (объективные и субъект-е), дуалистов.
2. Ф-фия Платона.(4-5 до н. э.)
Ученик Сократа, основатель афинской ф-ой школы Академии. Учение Платона - это система объективного идеализма. Изменчивому и приходящему миру вещей Платон противопоставил вечный и неизменный мир идей. Истинное бытие - это умопостигаемые и бестелесные идеи.
Платон выделяет 3 уровня бытия: 1) материя - это источник вещности, изменчивости, единичности, бренности, зла и несвободы. 2) мир вещей- изменчивый, приходящий, смертный, несовершенный, “чувственный”. 3) мир идей - умопостигаемый, вечный, неизменный и совершенный.
Идеи- образец и прообраз вещей. Вещи- тени, отображение идей. Все вместе- душа космоса.
Душа космоса- творческая сила, кот. связывает вещи и идеи, заставляет идеи присутствовать в вещах, а вещи подражать идеям.
3. Учение о чел., общ., гос-ве.
Гос-во- совместное поселение. Оно возникает как результат многообразия чел. потребностей и вытекающего отсюда общ. разделения труда. 4 неправильных вида гос-ва:
-демократия, тирания, олигархия, темократия.
Платон предлагает модель идеального гос-ва: 1) 3 части чел. души. 2) 3 добродетели.
3) 3 сословия:
разумная часть - мудрость - правители-ф-фы.
яростная (волевая) - мужество - воины.
вожделеющая - повиновение - ремесленники и земледельцы.
Такое гос-во справедливо, т. к. все в нем служат ему, как некой целостности и занимаются своими делами, не вмешиваясь в чужие.
4. Социализм Платона:
Частн. собств.- источник соц. зла и несправедливости: она разрушает целостность и единство гос-ва. Соц-зм Платона носит казарменный х-р. Ф-фы не имеют не только частной, но и личной собств-и. Живут вместе, столовываются тоже вместе. Вознаграждение - продовольствиею Упразднение семьи. Гос-во счастливо вцелом, а не в отдельных частях.

Добавить комментарий