Последние материалы

Государственное устройство России после 1905. Российский парламен-таризм.

Государственное устройство России после 1905. Российский парламен-таризм.

Устройство до 17.10.1905: император, госовет (законодательная ф-ция), комитет министров + совет министров (колегиальный орган, состоящий из министров, ведает вопросами исполнительной власти, во главе - или один из министров, или лицо, назначенное императором), синод (ведает делами церкви, состоит из духовных особ, во главе: обер-прокурор - светское лицо), сенат (контрольно-надзирающий орган, охрана законности суда и управления, в него входили все министры и генерал-губернаторы), министерства (исполнительный орган, всего 11 министерств).
Гос. устройство после 17 октября 1905 года. Законоположения, изменявшие порядок государственного управления: манифест от 17 окт. 1905,манифест от 30 февраля 1906,новые основные законы 23 апреля 1906,манифест от 3 июля 1907. Новая структура госвласти: император, совет министров, министерство, госсовет + госдума, синод, сенат. Император: полнота исполнительной и судебной власти, законодательная и парламентская деятельность. Совет министров: вопросы исполнительной власти, обслуживание законов. Госсовет - верхняя палата парламента. Назначается императором, избирается на 9 лет от различных сословий. Госдума - нижняя палата парламента. Функции: законодательная инициатива, обсуждение законов; одобрение законопроектов и направление их в госсовет; обсуждает те предметы, которые требуют законов; бюджет; контроль дел о постройке железных дорог; запросы к исполнительной власти. Сенат - контрольно-надзирающий орган. Охрана законности суда и управления. Назначается императором. Входили все министры и генерал-губернаторы. Синод - ведает делами церкви, состоит из духовных особ, назначаемых императором, во главе обер-прокурор (светский чиновник, назначаемый императором).
Местные органы управления:
1). Правительственные - губернаторы (назначались императором по представитель-ству министра внутренних дел), генерал-губернаторы (назначались императором лично)
2). Общественные- выборные лица самостоятельно ведут местные дела (земские учреждения, городские общественные учреждения).
Земские учреждения: губернское собрание  губернская земская управа, уездное земское собрание  уездная управа. Городские общественные учреждения: городская дума (совещательно-распорядительный орган), городской голова (председатель думы), собрание городских уполномоченных, городской староста. В Москве и Питере городской голова назначался императором по представлению министра внутренних дел. Существовали местные сословные органы управления. Надзор за крестьянским самоуправлением осуществлялся земскими начальниками.
Административно-территориальное устройство: основная единица деления - губерния (79 губерний + 18 областей). губерния уезд, округ  волость, улусы, станицы. Царское село, Петергоф, Гатчина, Павловск считались дворцовыми городами и управлялись придворным ведомством. Из ведения губернии были выделены Кронштадт и Николаев (управлялись военными губернаторами).
Государственные думы :
Булыгинская 1905 - проектировавшийся высший законосовещательный орган , созыв был сорван октябрьской стачкой .
I госдума 1906 72 дня - дума преимущественно кадетская , дума была распущена указом императора в связи с обострением ситуации с аграрным вопросом , председатель - Муромцев. Первое совещание открылось 27 апреля 1906. Распреде-ление мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении за справедливое вознаграждение той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель. 1ё3 мая 1906 глава правительства Горемыкин вступил с декларацией, в которой отказал думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло(так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.
II госдума 1907 103 дня - председатель Головин , дума распущена указом от 3 июня 1907 года . открылась 20 февраля 1907. В думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Центральным вопросом остался крестьянский. Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хоз-ва на свободной земле. 1 июня 1907 Столыпин, использую фальшивку, решил избавится от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики. Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. Видя такие настроения депутатов 3 июня 1907 царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 означал конец революции.
III госдума 1907-12; 442 депутата , председатели Хомляков , Гусков , Родзянко ( октябристы )
IV госдума 1912-17 председатель Родзянко , дума распущена временным правительством всвязи с началом выборов в учредительное собрание
Деятельность III думы :
3.06.07 изменение избирательного закона
2 большинства в думе : право-октябристское и октябристско-кадетский блок
партийный состав : октябристы , черносотенцы , кадеты , прогресисты , мирнооб-новленцы , социал-демократы , трудовики , беспартийные , мусульманская группа , депутаты от Польши
Наибольшее кол-во депутатов имела партия октябристов ( 125 человек ) .
За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов
Основные вопросы :
1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин.фин. Коковцева ( о страховании , о конфликтных комиссиях , о сокращении рабочего дня , о ликвидации закона караюшего за участие в забастовках ) . Приняты в 12 году в ограниченном виде .
2) национальный вопрос : холмский ( вражда между основным населением - православными и господствуюшим классом -католики) , о земствах в западных губерниях ( вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку ; закон был принят относительно 6 губерний из 9 ) , финляндский вопрос ( попытка политических сил добиться независимости от России , принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими , закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности , закон об ограничении прав финского сейма ) , еврейский вопрос ( не было принято законов , толчок - дело Бейлиса 1911 )
3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой
Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию .
Выборы: многоступенчатые ( по 4 неравноправным куриям ) : землевладельческой , городской , рабочей , крестьянской . Половина населения ( женщины , стyденты , военнослужащие ) были лишены избирательного права

Добавить комментарий

  • рефераты