Яндекс.Метрика

Последние материалы

Общественная и культурная жизнь в СССР в середине 60-х - середине 80-х годов

Общественная и культурная жизнь в СССР в середине 60-х - середине 80-х годов

7). Социальные отношения. Социальная структура советского общества: рабочий класс и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-государственная бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение наций(официальная точка зрения), реально - серьезные национальные противоречия и конфликты отсутствовали. Социальные гарантии: бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение, общественные фонды потребления. Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость. Негативные тенденции: ножницы между денежными доходами и их товарным обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации (привилегии, нетрудовые доходы), рост иждивенчества преступности пьянства, массовость мелких хищений. I. Общая характеристика общественной и культурной жизни страны
1. Твердое партийное руководство общественным и культурным процессом. Жесткая официальная линия.
2. Бюракратизация общественной и духовной жизни (всевозможные комитеты, комиссии, всеобъемлющий контроль, цензура, премии и др)
3. Административное, идеологическое и уголовное преследование инакомыслящих
4. Ограничения на знакомство с западной культкрой
5. Регламентация тематики и художественных средств
6. Казенщина, помпезность, однообразие, серость и скудость, духовное безвременье
7. ИТОГ: Противостояние двух культур: официальной и гуманистической
II. Художественный процесс
1. Свобода художника и государство (Синявский, Даниэль, Солженицин, Любимов, Некрасов, Максимов, Бродский, Растропович и др)
2. Разгон редакции "Нового мира" Твардовского (69-70)
3. "Деревенская проза" (Абрамов, Белов, Астафьев, Можаев)
4. Шукшин - писатель и режисер
5. "Новое прочтение" классиков ((Чехов, Толстой, Достоевский, Островский) с помощью классики решаются остроактуальные проблемы
6. "Магнитофонная революция" (Высоцкий, Галич, Окуджава)
7. Молодежная культура
III. Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная оппозиция)
1. Цели движения: борьба с существующим строем ( одни боролись только с коммунизмом, другие же и с совеиской государственностью, ставя задачу разрушения СССР)
2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда, организация демонстраций, пресс конференций, кружков и групп, издательская деятельность ("самиздат" и "тамиздат") и тд
3. Классификация движения
а) либерально-демократическое течение (правозащтники: Буковский, Даниэль, Синявский, Сахаров идр)
б) патриотическая ( русская) оппозиция: Шафаревич, Бородин, Солженицин и др
в) религиозная оппозиция
г) националистическая (Прибалтика, Западная Украина, Закавказье)
д) молодежная
4. Карательные меры государства: ссылка, лагерь, псих больница, высылка заграницу и др
5. Значение движения: диссидентство сыграло определенную роль в расшатывании режима, в пробуждении сознания народа.

Добавить комментарий