Дипломная работа "Автосервис"
1.Исследовательская часть.
1.1. Краткая характеристика предприятия………..3
1.2. Характеристика объекта проектирования……4
1.3. Задачи дипломного проекта…………………..6
1.4. Анализ исходных данных……………………..7
2. Технологическая часть
2.1. Расчет производственной программы по ТО и ремонту………8
2.2.Разработка технологического процесса…………………………13
2.3. Схема технологического процесса……………………………...16
2.4. Выбор технологического оборудования………………………..17
2.5. Распределение рабочих по специальностям и квалификациям.18
3. Организационная часть
3.1. Выбор и обоснование метода и формы организации производства…..18
3.2. Режим работы объекта проектирования………………………………...19
3.3. Выбор метода и схемы организации работ……………………………...19
3.4. Организация и содержание постовых работ…………………………….27
3.5. Техническая документация обслуживания……………………………...27
3.6.Организационно-технические мероприятия, направленные на совершенствование организации обслуживания и качества выполняемых работ….29
3.7. Мероприятия об охране труда, противопожарной защите и технике безопасности………………………………………………………………………..29
4. Конструкторская часть……………………………………………………………..36
5. Экономическая часть……………………………………………………………….39
6. Заключение………………………………………………………………………50
7. Литература……………………………………………………………………….50
8. Разработка технологических карт по ТО и ремонту……………………….51
9. Спецификация оснастки участка……………………………………………..52
10. Спецификация на конструкторский чертеж приспособления
11. Графическая часть
|
|
|
|
|
|
1 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
Самый перспективный бизнес на нашем автомобильном рынке — это сервис. Спрос на него постоянно увеличивается по следующим причинам:
- парк машин будет расти еще много лет, так как экономика нашей страны постоянно развивается, автомобили становятся все доступнее, развивается система кредитования (покупка авто в кредит);
- благосостояние граждан растет и все больше людей может позволить себе покупку автомобиля;
- устройство автомобилей становится все сложнее и для их обслуживания и ремонта необходим квалифицированный сервис;
- с ростом конкуренции цены на сервис снижаются, появляются различные скидки на обслуживание и потребителю проще отдать машину в ремонт, чем самому им заниматься и тратить на это свое драгоценное время.
Российский рынок техники, запасных частей и сервиса переживает период становления. В ближайшее десятилетие ожидается удвоение парка машин в стране. Ввиду острого дефицита услуг по ремонту и техническому обслуживанию машин предстоит лавинообразное увеличение количества предприятий для заполнения этой ниши рынка.
Российский автомобильный рынок стал частью мирового рынка, ориентированного на потребителей, и все, что выгодно потребителям, уже внедряется теми предприятиями, которые хотят развиваться. Деятельность в области торговли автомобилями и запасными частями, обслуживание и ремонт имеет сейчас огромные возможности.
В мире сотни тысяч предприятий заняты этим бизнесом. Рост парка автомобилей предъявляет повышенные требования к функционированию и развитию системы автотехобслуживания. Усложнение конструкции автомобилей, увеличение числа лиц, не всегда компетентных в вопросах технической эксплуатации принадлежащих им автомобилей, интенсификация движения на дорогах и другие факторы обусловили создание по существу нового направления промышленности – автосервиса.
|
|
|
|
|
|
2 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
Понятие «автосервис» отражает постоянные потребности владельцев автомобилей в разнообразных видах нормированных услуг по обслуживанию и возникающих вмешательствах для текущего ремонта.
Иномарки отечественные автомобили рано или поздно сталкиваются с необходимостью ремонта. Выбор места обслуживания сегодня обширен, вывески «Автосервис», «Ремонт автомобилей», «Авторемонт» и т.д. можно встретить повсюду. Обслуживание автомобилей, особенно иномарок, считается прибыльным бизнесом. Сегодня им занимаются как фирменные сервис-центры официальных дилеров, сертифицированные автопроизводителем, так и станции технического обслуживания (СТО), специализирующиеся на ремонте одной или нескольких марок зарубежных автомобилей или даже на обслуживании отдельных узлов (автоматические КПП, системы управления двигателем и т.п.) или выполняющие один вид работ, например: ремонт и окраска кузовов, капремонт двигателей и т.д.. Одновременно работы по ремонту оказывают многочисленные частные механики, которые работают в мастерских численностью по два-пять человек при гаражных кооперативах (зачастую в обычном гараже-боксе). Внедряются такие прогрессивные формы и виды обслуживания как посты самообслуживания, техническая помощь на дороге и прочее.
Сложившиеся тенденции автомобилизации и автотехобслуживания в период их интенсивного развития в России обусловили появление ряда крупных технических, экономических, социальных, правоохранительных и других проблем. Развитие системы автотехобслуживания страны в перспективе будет тем более интенсивным и эффективным,
чем в большей мере организация автосервиса будет опираться на:
- передовой опыт и на достижения научно-технического прогресса;
- нововведения в технологию ремонта и обслуживания автомобилей
- развитие автоматизации, механизации процессов ремонта и обслуживания;
|
|
|
|
|
|
3 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
- развитие территориальной организации ремонтно-обслуживающих работ, чтобы во все большей степени удовлетворять потребителей в автосервисе по месту жительства автовладельцев;
- прогнозирование и на этой основе планирование спроса населения данного района, города, страны на продукцию автосервиса;
- внедрение системы мероприятий по более качественному учету и контролю, препятствующей хищениям собственности, другим правонарушениям;
- совершенствование самоуправления, внедрение компьютерного обеспечения.
Каждое из указанных направлений имеет свое техническое, экономическое и социальное значение для развития автосервиса.
1.Исследовательская часть.
1.1 Характеристика предприятия
ЗАО «Спектр Авто Север» Производит обслуживания маршрутных транспортных средств (Газель, Toyota, ГАЗ 31105 и 3110, Ford и прочие автомобили относящиеся к этому классу).
Виды деятельности :
`Ремонт и полное обслуживание двигателей
`Ремонт, диагностика трансмиссии.
`Ремонт ходовой части
`Ремонт, диагностика, замена электрооборудования.
`Покраска автомобилей и номеров
Компания также обеспечивает:
-Высокую степень удобства , комфорта и главное безопасности перевозки пассажиров разных возрастов.
-Быструю перевозку людей как в пределах Москвы, так и в
Московской области.
Предприятие является сторонней бюджетной компанией.
Сервис услуги для клиентов ( Справка, отдел кадров.)
Предприятие согласовано и аккредитовано в Москве и имеет сотрудничество с многими маршрутными компаниями Москвы.
Адрес предприятия: 50 км МКАД, в 400 метрах от Платформы «Красногорская» Москва, Волоколамское ш., 146
Время работы: с 08.00-23.00, Обед с 12.00-14.00 ,суббота и воскресенье выходной.
|
|
|
|
|
|
4 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
На
участке окраски автомобилей занимаются покраской или полной окраской грузовых
платформ и кабин, кузовов легковых автомобилей и автобусов.
К этим работам относятся также покраска номерных знаков, окраска и выполнение
надписей на маршрутных досках автобусов и надписей на бортах кузова.
Как показывает опыт, минимальная площадь, на
которой можно разместить участок окрасочных работ составляет, приблизительно
150 квадратных метров, из них 100 отводятся для подготовки кузова к окраске.
При местной покраске кузова старый
слой краски, ржавчину и другие загрязнения удаляют скребами, смывочными
растворами, наждачной бумагой.
Для обезжиривания поверхность протирают
ветошью, смоченной в уайт-спирте, с последующей протиркой насухо чистой марлей
или ветошью.
Труднодоступные
места обдувают сжатым воздухом.
Для полной окраски автомобилей необходимы специальные камеры, оборудованные
гидравлическими фильтрами с насосами и водораспыливающей и вентиляционной
системами.
Для искусственной сушки автомобиля после окраски устраивают специальные
сушильные камеры. В камерах окраски поверхности кузова нагреваются подогретым
циркулирующим воздухом или специальными установками. Они представляют собой
рефлекторные сушильные установки, оборудованные лампами в 250-500 Вт,
излучающими инфракрасный или радиационными панелями с электрическими
нагревательными элементами. Температура в камере при сушке для всех видов
окрасочных материалов должна быть не выше 70*С.
Помещение участка должно быть разделено на два отделения - для подготовительных
работ и для окраски кузовов автомобилей или их деталей.
Данная зона подготовки имеет боковой забор воздуха и обладает функцией притока, вытяжки и рециркуляции воздушных масс. Также имеется функция поддержания заданной температуры окраски – до 25 град.
Размеры зоны: 6300х3450х2700 (ДхШхВ)
Потребляемая мощность: 12,2кВт. Окрасочная камера должна быть универсального типа с комбинированной подвеской, с внутренними размерами 1100х1100х1900 мм в тупиковом варианте и возможностью окрашивания крупногабаритных длинномерных изделий в проходном варианте.
Легкая разборная конструкция окрасочной камеры обеспечивает удобную транспортировку, быстрый монтаж и подключение.
|
|
|
|
|
|
5 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
потолочная панель
съемный кронштейн с узлом подвеса
светильник Р=40 Вт
задняя трансформируемая панель
правая трансформируемая панель
левая трансформируемая панель
силовые рамы 4 шт.
пол
комплект эл.кабелей и пластиковых коробов
розетка 220 В и включатель светильника
При разработке плана необходимо иметь в виду, что на участке кроме сушильно-покрасочной камеры нужно разместить компрессоры, вентиляционные установки и каналы подачи и забора воздуха фильтры, пылесосы и другие компоненты. Кроме того необходимо предусмотреть места для проведения тех или иных работ и пути для перемещения ремонтируемых автомобилей между ними. Где и как расположить тот или иной участок, зависит от характера выполняемых на нем работ.
Элементы, входящие в комплекте оборудования участка окрасочных работ, выпускаются в различных модификациях и позволяют компоновать системы таким образом, чтобы они наилучшим образом вписывались в существующие помещения.
Зона подготовки кузова к окраске обычно размещается в противоположной части помещения участка окрасочных работ и компонуется, как правило из нескольких постов, отдельных друг от друга, чтобы пыль не садилась на свежезагрунтованную поверхность, и брызги от мокрой шлифовки нелетели на соседний автомобиль.
|
|
|
|
|
|
6 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
Основными задачами проектирования являются правильный выбор площади под зону и грамотная расстановка оборудования на этой площади, а также повышение эффективности работы производственной структуры заводского техцентра за счет реконструкции зоны TP и внедрения современного высококачественного и надежного оборудования. Для этого необходимо:
§определить годовые объемы работ, которые должен выполнить участок;
§определить необходимое число рабочих;
§разработать технологический процесс работы участка;
§подобрать необходимое оборудование для нормальной работы участка;
§правильно организовать рабочий процесс.
|
|
|
|
|
|
7 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
количество дней работы СТОА в год |
253 дня |
продолжительность смены |
7 часов |
число смен |
2 смены |
заданное число постов |
9 постов |
годовой фонд рабочего времени поста |
1538,24 |
средняя численность рабочих, одновременно работающих на посту |
2 чел. |
годовой объем постовых работ |
15382,4 чел/ч. |
общий годовой объем работ СТОА |
19228 чел/ч. |
среднестатистический годовой пробег обслуживаемых автомобилей |
10000 км |
годовое количество обслуживаемых автомобилей |
357 автомобилей |
количество заездов одного автомобиля на СТОА в год |
2 ед. |
годовой объем работ по техническому обслуживанию |
8545,9 |
средняя численность рабочих, одновременно работающих на одном посту ТО |
2 чел |
годовой объём работ по техническому ремонту |
8545,9 |
время нахождения автомобиля в окрасочной камере |
10 часов |
объем работ на заданном для проектирования подразделении СТОА |
8545,9 |
фонд рабочего времени рабочего места |
Табл. 6: 1580 |
количество рабочих мест |
7 |
Площадь участка
|
~ 490 |
|
|
|
|
|
|
8 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
2.1. Расчет производственной программы по ТО и ремонту
1.Годовой фонд рабочего времени
, где:
- количество дней работы СТОА в год (Исх. Данные: 253 дня)
- продолжительность смены (Исх. Данные: 8 часов)
С – число смен (Исх. Данные: 2 смены)
- коэффициент использования рабочего времени поста (Табл. №8: 0,38)
Расчет: = 253*8*2*0,38 = 1538,24
1. Годовой объем постовых работ
, где:
– заданное число постов (Исх. Данные: 9 постов)
- годовой фонд рабочего времени поста (Исх. Данные: 1538,24)
– средняя численность рабочих, одновременно работающих на посту (Исх. Данные: 2 чел.)
𝞅 – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления в зону обслуживания или ремонта (1.8)
Расчет:
= = = 15382
2. Общий годовой объем работ СТОА по обслуживанию и ремонту автомобилей
= = , где:
- годовой объем постовых работ (Исх. Данные: 15382,4 чел/ч.)
– доля постовых работ в общем объеме работ СТОА (0,8)
Расчет:
= = 19228
3. Годовой объем работ на участках текущего ремонта на СТОА
= - , где:
– общий годовой объем работ СТОА (Исх. Данные: 19228 чел/ч.)
- годовой объем постовых работ (Исх. Данные: 15382,4 чел/ч.)
= 19228 – 15382,4 = 3845,6
4.
|
|
|
|
|
|
9 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
= , где:
– общий годовой объем работ СТОА( Исх.Данные: 19228 чел/ч.)
– среднестатистический годовой пробег обслуживаемых автомобилей( Исх. Данные: 10000 км)
- нормативная удельная трудоемкость обслуживания и ремонта для данной марки( модели) автомобиля (2,8)
Расчет:
= = = ̴ 357
5. Годовое количество заездов обслуживаемых автомобилей на СТОА
= , где:
– годовое количество обслуживаемых автомобилей(Исх.Данные: 357 автомобилей)
- количество заездов одного автомобиля на СТОА в год (2 ед)
= 357*2 = 714
6. Количество уборочно – моечных постов
=
- суточное число заездов на уборочно – моечные работы (2 ед)
𝞅 – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на участок уборочно – моечных работ (1,8)
С – число смен (Исх. Данные: 2 смены)
- продолжительность смены (Исх. Данные: 8 часов)
– пропускная способность моечной установки (Исх. Данные: 50 часов)
- коэффициент использования рабочего времени установки (0,38)
Расчет:
= = = 1
7. Общий годовой объем уборочно – моечных работ
=
- трудоемкость уборочно - моечных работ (5% от ТО - ТР = 5 чел/ч.)
- годовое количество обслуживаемых на СТОА автомобилей (Исх. Данные: 305 автомобилей)
= 305*5 = 1525
8. Количество постов приёмки автомобилей
|
|
|
|
|
|
10 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
- годовое количество заездов обслуживаемых автомобилей на СТОА (Исх. Данные: 357 автомобилей)
𝞅 – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на пост приемки (1538,24)
- количество дней работы СТОА в год (Исх. Данные: 253 дня)
С – число смен (Исх. Данные: 2 смены)
- продолжительность смены (Исх. Данные: 8 часов)
- пропускная способность поста приёмки (0,38)
:
= = ~ 1
12.Количество рабочих постов ТО:
= ,где:
- годовой объем работ по техническому обслуживанию (Исх. Данные: 8545,9)
– коэффициент, учитывающий неравномерность заездов автомобилей на посты ТО(1,8)
- количество дней работы СТОА в год (Исх. Данные: 253 дня)
– число смен (Исх. Данные: 2 смены)
- продолжительность смены (Исх. Данные: 8 часов)
– средняя численность рабочих, одновременно работающих на одном посту ТО (Исх. Данные: 2 чел.)
:
= = = ~2
|
|
|
|
|
|
11 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
= ,где:
- годовой объём работ по техническому ремонту (Исх. Данные: 8545,9)
– коэффициент, учитывающий неравномерность заездов автомобилей на посты ТР (1,8)
- количество дней работы СТОА в год (Исх. Данные: 253 дня)
– число смен (Исх. Данные: 2 смены)
- продолжительность смены (Исх. Данные: 8 часов)
- средняя численность рабочих, одновременно работающих на одном посту ТР (Исх. Данные: 2 чел.)
Расчет:
= = = ~2
14.Количество окрасочных камер
= , где:
- продолжительность смены (Исх. Данные: 8 часов)
с – число смен (Исх. Данные: 2 смены)
𝞿 - коэффициент, учитывающий неравномерность заездов автомобилей в окрасочные камеры (1.13)
– время нахождения автомобиля в окрасочной камере (Исх. Данные: 10 часов)
асчет:
= = ~1
|
|
|
|
|
|
12 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
= , где:
– объем работ на заданном для проектирования подразделении СТОА (Исх. Данные: 8545,9)
- фонд рабочего времени рабочего места (Табл. 6: 1580)
Расчет:
= = = 5
17. Количество рабочих по штатному расписанию
= , где:
- количество рабочих мест (5)
– коэффициент, равный( 0,89)
Расчет:
= ~6
18. Площадь зон и отделений с рабочими постами
= , где:
– площадь, занимаемая автомобилем в плане, (Исх. Данные: 7820 мм)
- число рабочих постов в зоне (Исх. Данные: 5 постов)
- коэффициент плотности расстановки постов (0,8)
Расчет:
= 7820*5*0,8 ~ 31,28
19. Площадь участка
= * , где:
- суммарная площадь технологического оборудования и организационной оснастки (Исх. Данные: 61239 мм)
- коэффициент плотности расстановки оборудования (8)
Расчет: = 39041*8 ~ 490
|
|
|
|
|
|
13 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
Автомобиль, поступая на малярный участок должен в первую очередь пройти участок приёмки, на этом участке производится сбор информации об автомобиле, неисправностях кузова и деталей и оформление соответствующих документов для дальнейшего обслуживания автомобиля. Далее после осмотра и заключений экспертов автомобиль проходит пост автомойки, где производится работы по очистке автомобиля и для дальнейшего обслуживания. Мойка составляет 1/3 работ по обслуживанию и ремонту кузова и агрегатов в целом. При мойке тщательно вымываются основные места повреждений напором воды со специальным моющим средством и моющей техникой CB 1 Eco. После завершения мойки, автомобиль отправляется на пост снятия дополнительного оборудования, где производится демонтаж электроники, мешающей при малярных работах кузова. Демонтаж производится специальной группы рабочих, занимающейся съемкой электрооборудования закрепленной на двигателе и в салоне автомобиля. После демонтажа электроники, автомобиль поступает на пост демонтажа автомобиля, где производится частичная разборка автомобиля, а именно: демонтаж двигателя, разборка салона и деталей кузова. После поста демонтажа, автомобиль в разобранном состоянии поступает на зону подготовки, где проводятся основные кузовные работы по шпаклевке, грунтовке, рихтовке поверхностей и деталей кузова. В грунтовке для автомобилей, наносимые окунанием, изготавливают на основе алкидных, алкидно-эпоксидных, эпоксиэфирных и эпоксидных смол в сочетании с железооксидным или сажевым пигментом, цинкхроматным ингибитором коррозий и наполнителем. Однако сфера применения грунтовок такого рода очень ограничена, т. к. метод окунания, отличающийся малой производительностью и трудоемкостью, был постепенно вытеснен электроосаждением. В настоящее время методом электрофореза грунтуются практически все автомобили серийного производства. Этот метод обеспечивает формирование равномерных грунтовочных покрытий высокого качества даже на изделиях сложной конфигурации. Метод заключается в осаждении грунтовки из водного раствора на поверхность кузова с помощью постоянного электрического тока.
Для этого кузов, служащий электродом, помещают в ванну с водоразбавляемой грунтовкой и пропускают электрический ток. При этом полианионы или поликатионы, образующиеся в водном растворе пленкообразования (полиэлектролита), несущие на себе электрический заряд, передвигаются в электрическом поле к противоположно заряженному кузову и осаждаются на нем. В зависимости от того, где происходит осаждение, процесс электрофореза может быть анодным или катодным. Первым у автомобилестроителей получило признание электроосаждение на аноде (анафорез).
|
|
|
|
|
|
14 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
|
|
|
|
|
|
15 |
ДП.190604.4-1.03.04. ПЗ |
|
|
|
|
|
|